Фильм поднимает актуальную тему: как искуственный интеллект служит преступным целям. Кадр из фильма
В прокат вышел «Остров иллюзий» Кертиса Дэвида Хартера – триллер, хоррор и детектив в одном флаконе, да еще и в живописных декорациях Таиланда, райского уголка, где, кажется, не может случиться ничего плохого. Однако героям фильма придется убедиться в обратном. К слову, почти все они – популярные блогеры, инфлюэнсеры (именно так, кстати, в оригинале и называется кино – «Influencer»). Тема эта все еще не дает покоя режиссерам, в особенности специализирующимся на ужастиках, – технологии и их влияние на жизнь человека чем дальше, тем больше пугают.
Судя по фотографиям и постам в соцсетях, Мэдисон (Эмили Теннант) прекрасно проводит время в отпуске в Таиланде – подписчики видят ее улыбающейся то у бассейна, то на фоне захватывающих дух видов на море и горы, то на закате, а то на рассвете. За кадром, впрочем, оказывается, что девушка скучает в одиночестве: ее молодой человек, а по совместительству менеджер Райан (Рори Дж. Сапер) не приехал, хотя и обещал, а их разговоры по видеосвязи больше похожи на рабочие созвоны, так как касаются лишь обсуждения новых рекламных контрактов. В очередной раз коротая вечер за бокалом в баре отеля и подумывая о скором возвращении, Мэдисон знакомится с такой же одинокой путешественницей (Кассандра Нод), и та убеждает ее не уезжать домой, а продолжить отдых, но уже вдвоем – и не думать о Райане и прочих неприятностях. Так девушки пускаются в дорожное приключение и колесят по красивым местами, в том числе с подачи новой знакомой, живущей в Тае дольше, отправляются на отдаленный и необитаемый остров с ночевкой. Сидя у костра, рассказывают друг другу страшные истории, одна из которых наутро станет реальностью. Мэдисон исчезнет, но только для ее новой подруги и зрителей – подписчики и близкие героини будут уверены, что она все еще радостно проводит время в Азии.
Самое оригинальное в «Острове иллюзий», помимо невероятной красоты натуральных декораций, пожалуй, его обманчиво линейная композиция. Героиня, заявленная главной, исчезает с экрана уже в первой части, уступая место, по сути, антигероине – оказывается, что это ужастик не про выживание в безлюдных джунглях, а про роскошную жизнь в чужих виллах и за чужой счет. И пугать должна безнаказанность, обеспеченная не только коварством и безупречностью плана преступницы-социопатки, но и в том числе развитыми технологиями. Например, пресловутыми нейросетями и прочим искусственным интеллектом, способным подменить реального человека его цифровой копией так, что никто и не заметит, особенно если бегло листать ленту в соцсети. И лицо, и голос, и движения – все это можно скопировать, наложить и выложить.
Популярность не становится защитой, и нужен человек по-прежнему только самым близким: тысячи, а то и миллионы фолловеров не будут бить тревогу, если посты и фотографии продолжат регулярно мелькать в ленте. К счастью для Мэдисон (но к несчастью для самого себя), Райан окажется не таким уж равнодушным и черствым парнем и заподозрит неладное, однако и тут сюжет сделает пару твистов, дабы заставить зрителя все же гадать, каким – счастливым, страшным, морализаторским или открытым – будет финал.
«Остров иллюзий» – далеко не худшее, что может предложить обедневший на громкие зарубежные премьеры отечественный прокат. Скромный по меркам голливудских блокбастеров – и даже современных голливудских ужастиков, – этот фильм тем не менее не только изобретателен с точки зрения сюжета и композиции, но и, что важнее, посвящен актуальным коллективным страхам, связанным с дипфейками и прочими фейками, все более и более правдоподобными, а следовательно, способными обмануть даже бдительных и продвинутых пользователей. Он не поучает, ни к чему не призывает, но констатирует факт: чем дальше, тем больше будет желающих использовать достижения цивилизации не во всеобщее благо и даже не во имя личного материального обогащения, а в корыстных, а то и не поддающихся здравому и логичному объяснению зловещих целях. И в этом случае как никогда важно оставаться человеком.