В сорок лет жизнь только начинается. Кадр из фильма
Новый фильм Кэтрин Хардвик, когда-то снявшей первые «Сумерки», а в прошлом году – одну из новелл в альманахе «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», получился очаровательной, хоть и утрированной комедией про женщин в суровом мире мужского бизнеса. И про то, что не обязательно смотреть «Крестного отца» и быть итальянкой, чтобы стать боссом итальянской мафии. В главной роли – Тони Коллетт, в качестве ее напарницы – Моника Белуччи.
Не успевает Кристин (Коллетт) выплакать все глаза, отправляя сына в колледж, как судьба пкэтрин хардвик, реподносит ей еще пару ударов под дых. На работе в рекламном агентстве коллеги-мужланы отвергают ее ориентированные на женщин идеи, дома – муж-бездельник (точнее – бариста в «Старбаксе» и подающий надежды музыкант, Тим Дайш) изменяет с молодой школьной психологиней. И не было бы счастья, да еще одно несчастье, наконец, помогло. Из Италии приходит весть о смерти дедушки Кристин (Алессандро Брессанелло) – оказывается, она и сама родилась в этой европейской стране, но переехала в Америку еще ребенком. Грустный – да и то не особо, деда она совсем не помнит, – но веский повод устроить римские каникулы. Получив от подруги (София Номвете) четкие указания есть, молиться и предаваться плотским утехам, героиня уже в аэропорту очаровывается горячим итальянцем (Джулио Корсо) и, дав ему номер телефона, рассчитывает на скорое свидание. Но не тут-то было. Покойный дедушка, к удивлению внучки, был боссом влиятельного мафиозного клана, и его неслучайная смерть развязала войну семей. Которую Кристин, став его преемницей, предстоит завершить – такова была последняя воля старика.
Главный козырь «Мамы мафии» – несерьезность, даже пародийность истории. Которая буквально начинается с хрестоматийной бандитской перестрелки – все остальные разборки семей выглядят не менее карикатурными, приправленными клишированными шутками про пасту, лимончелло, маменькиных сынков и пылкость итальянских любовников. Героиня-американка как будто попадает в стереотипное кино про Италию – хотя и это еще одна шутка, будучи внучкой босса, «Крестного отца» Кристин не смотрела, чем сильно оскорбляет всех своих новых знакомых и вновь обретенных родственников.
Персонажи, конечно, обязаны при таких вводных быть колоритными: тут и бандиты всех мастей, потешно ругающиеся на итальянском, и комедийный дуэт нелепых, придурковатых охранников, приставленных к Кристин (Альфонсо Перуджини и Франческо Мастроянни) – устрашающих внешне, но добрых внутри, и роковая красотка в черном в исполнении Моники Белуччи – немногословная, стильная, с повышенным чувством собственного достоинства, и тетушка с тазами еды. Понятно, что и Кристин с ее семьей – американцы в кубе. И это столкновение противоположностей рождает незамысловатый, но бесперебойно работающий юмористический эффект.
Главное, что смех здесь не только ради смеха, ведь за всей откровенной клоунадой в «Маме мафии» все-таки стоит весьма правильная, утешающая и здоровая идея (еще и соответствующая актуальной повестке). 40-летняя Кристин заработала к своим годам все формальные атрибуты женщины в патриархальном обществе – его, к слову, весьма наглядно иллюстрируют ее коллеги-сексисты, уверенные, что реклама должна быть ориентирована исключительно на богатых, престарелых, цисгендерных мужчин. Обзавелась мужем, сыном, домом и полной неудовлетворенностью и нереализованностью. И вдруг она, прислушавшись к героине Моники Белуччи, которая не понаслышке знает, каково это добиваться уважения в мире мужчин, получает заслуженный шанс прожить свою лучшую жизнь. Встряхнуться самой, трезво оценив собственное окружение, и встряхнуть еще и итальянских мафиози, живущих по не менее устаревшим понятиям. Никогда не поздно заняться виноделием, любовью и криминалом – в общем, всем, чем хочется.