Герои-гангстеры обитают в живописных трущобах по соседству с Мулен Руж. Кадр из фильма
В российском прокате – «Банды Парижа», гангстерская мелодрама французского режиссера Ромена Киро, частично основанная на реальной истории уличных группировок во французской столице в конце XIX – начале XX века. Главные роли сыграли Нильс Шнайдер, прославившийся работами в первых фильмах Ксавье Долана, и Алис Исааз из фильма «Она» Пола Верховена.
Маленькая беспризорница (Клоэ Пейе) в компании старшего брата по кличке Трюкач (Малик Фрика) ищет, чем бы поживиться на улицах Парижа. Однажды им выпадает удача – получается стащить драгоценное колье у самой Сары Бернар (Росси де Пальма). Конечно, целиком оставить его себе не получится, нужно платить своего рода оброк старшим коллегам – жесткой банде «Апашей». Однако один камешек девочка все-таки припрятывает, и на вырученные деньги дети подумывают уехать в Америку – Трюкач уже придумал, что на новом месте будет звать сестру Билли. Главарь «Апашей» Хесус (Шнайдер) узнает об уловке и жестоко наказывает воришек – брат погибает на глазах у Билли, а сама она попадает в тюрьму, обвиненная в его убийстве. Спустя 15 лет, выйдя на свободу, повзрослевшая девушка (Исааз) жаждет мести. И для этого ей придется стать частью ненавистной банды – и сделать непростой выбор между ненавистью и любовью, до которой, как известно, всего один шаг.
Несмотря на время действия и какую-никакую, но привязку к реальной истории, «Банды Парижа» вовсе не выглядят пыльным костюмным ретро – хотя пыль и играет не последнюю декоративную роль. Ромен Киро, конечно, с меньшим размахом, но все-таки идет по пути База Лурмана, который наполняет свои экранизации классической литературы смелыми музыкальными и визуальными анахронизмами. Также и здесь – за кадром звучит панк-рок и электронная музыка, персонажи щеголяют в стилизованных дизайнерских нарядах (согласно пресс-релизу, Хесус носит винтажное пальто Dior), декорации любовно проработаны – герои-гангстеры обитают в живописных трущобах по соседству с Мулен Руж, так что помещения, где они собираются, напоминают одновременно и кабаре, и салуны с Дикого Запада. Для воссоздания эпохи режиссер добавляет видеоряду игривые вставки, будто бы снятые на древнюю кинопленку – в конце концов, это еще и время зарождения кинематографа, заставляет актеров замирать перед объективом не только камеры, но и фотоаппарата, перемежая действие фотоколлажами.
Все это, несомненно, добавляет картине неожиданной свежести. Сюжет также развивается не совсем уж канонически. Все указывает на стандартную историю о мести, однако Билли мгновенно попадает под обаяние своих заклятых врагов-анархистов. Беспощадный к буржуа и жандармам Хесус одновременно с этим заботится о сиротах – например, вырастил еще одного друга детства Билли и Трюкача, малыша Поли (Род Парадо), оставшегося на улице в одиночестве после гибели и тюремного заключения своих старших товарищей. Радует глаз и то, что сама главная героиня не написана схематично и кондово, этакой надменной «сильной женщиной», находящейся над схваткой. Билли кутит наравне с коллегами по банде, жестко расправляется с идейными врагами «Апашей», ходит измазанная кровью и сажей, курит опиум и в целом не пытается внезапно стать святошей – приходит к тому, к чему закономерно готовила ее жизнь.
Очевидно, вдохновленный и фильмами уже упомянутого База Лурмана, и сериалами вроде «Острых козырьков», и, безусловно, историческими костюмными драмами, живописующими французскую «прекрасную эпоху», режиссер Ромен Киро создает весьма убедительную, при всей фантастичности и множестве допущений и вольностей, сказку со счастливым, но по меркам реальной жизни, финалом. Герои тут обречены с самого начала и не будут жить долго и счастливо – хотя имеют все шансы все-таки умереть в один день.