0
17972
Газета Кино Печатная версия

25.04.2023 18:14:00

Игорь Верник перестал улыбаться, а Алексей Серебряков замолчал

На ММКФ показали новые фильмы Светланы Проскуриной и Татьяны Лютаевой

Тэги: москва, кинофестиваль, ммкф, конкурсные фильмы, светлана проскурина, татьяна лютаева


москва, кинофестиваль, ммкф, конкурсные фильмы, светлана проскурина, татьяна лютаева После смерти жены герой Алексея Серебрякова прекратил говорить. Кадр из фильма «Единица Монтевидео»

Московский кинофестиваль близится к завершению – церемония закрытия смотра состоится 27 апреля, и уже прошли показы почти всех конкурсных фильмов. В том числе «Первой любви» Светланы Проскуриной и «Единицы Монтевидео» Татьяны Лютаевой. Первый был представлен в основной программе, второй – в секции «Русские премьеры», и роднит картины не только страна производства и то, что сняты они женщинами-режиссерами, но и то, что исполнители главных мужских ролей в обеих, Игорь Верник и Алексей Серебряков, предстают в непривычных для себя образах.

Врач-терапевт Анна (Марина Брусникина) и ее молодая коллега, медсестра Лена (Лиза Кугай) приезжают отдохнуть в полузаброшенный санаторий в лесной чаще на берегу озера. Анна, будучи ребенком, проводила тут немало времени, и ее закономерно одолевает ностальгия по рыбалке с отцом и по играм в бадминтон на свежем воздухе. Так что первым делом женщины договариваются с лодочником Иванычем (Алексей Вертков) об аренде плавсредства на раннее утро – и отчаливают с первыми лучами солнца. Засев в камышах с удочками, Анна и Лена становятся невольными свидетельницами ссоры пары постояльцев того же санатория – мужчина (Игорь Верник) душит и топит девушку (Александра Ребенок). Испугавшись, что их заметят, медработницы уплывают. И позднее знакомятся с потенциальным убийцей – Георгий заявляет, что жена (та самая якобы убиенная в камышах) просто уехала, и начинает проявлять к обеим нездоровое внимание, а они, в свою очередь, хоть и уверены, что он совершил преступление и вроде как неплохо было сдать его полиции, не могут не поддаться его пугающему, но притягательному обаянию.

«Первая любовь» обескураживает, не оставляя четкого ответа на вопрос, что это было и о чем. Каждый смотрящий, очевидно, по-своему растолкует мифологию и метафоры, из которых соткана картина Проскуриной, оценит (или нет) игры со временем и местом действия, возможно, поразится неожиданным дуэтам и пространным диалогам. Формальный сюжет, в основе которого сценарий Екатерины Тирдатовой (именно в основе – очевидно, что Проскурина насыщает текст дополнительными образами и смыслами), не сможет объяснить происходящее в фильме, рассчитанном в большей степени на чувственное восприятие.

Куда большим соавтором становится в данном случае оператор Олег Лукичев, создающий подернутую туманом ирреальную атмосферу не просто почти покинутого людьми места, а чуть ли не потустороннего пространства. По которому бродят внезапно впадающие в детство взрослые – одни играют в прятки и догонялки, другие влюбляются как в первый раз (а может, и впрямь впервые). Которое охраняет, преимущественно лежа, безучастный персонаж Верткова, уже, кажется, актера-талисмана Проскуриной. И где томится, как в заточении, Георгий в исполнении непривычно задумчивого Игоря Верника – Светлана Проскурина стерла с его лица фирменную улыбку.

В этом смысле фильм Татьяны Лютаевой «Единица Монтевидео» – куда более ясная и прозрачная история, не лишенная, впрочем, не столько метафоричности, сколько интонации проповеди. Не зря религиозная, церковная линия становится одной из ключевых. Герой Алексея Серебрякова, на этом фестивале представляющий два проекта онлайн-кинотеатра KION и в обоих сыгравший отца, спасающего своего ребенка (второй – сериал с говорящим названием «Спасти единственного сына»), когда-то талантливый врач Лунин, по сюжету, выходит из тюрьмы, куда он попал по обвинению (к слову – ложному) в убийстве жены (Ксения Раппопорт). Возвращается в квартиру, где живет его уже взрослая дочь Луна (Агния Дитковските) – трагедия случилась 12 лет назад, когда ей было всего 14, то есть она, по сути, осталась сиротой, что не могло не сказаться на ее судьбе.

Девушка страдает от наркозависимости, с которой борется вместе с возлюбленным, тоже наркоманом в завязке, поющим теперь в церковном хоре Славой (Евгений Ткачук). Возвращение папы, который в день смерти жены буквально потерял дар речи и которого девушка не может простить, провоцирует у нее рецидив. Не выдержав, уходит и Славка, не успев узнать, что Луна ждет ребенка. А она, не перенеся навалившихся проблем, прыгает из окна. И тогда Лунин принимает решение во что бы то ни стало спасти и ее, и ребенка – только так он сможет искупить вину и, возможно, даже вновь обрести голос.

Растянутая на два часа семейная драма пронизана христианскими мотивами – от идеи прощения до концепции жертвенности и, конечно, всепоглощающей, почти божественной любви. Которой пронизаны и всплывающие чувственными флэшбеками отношения Лунина с покойной женой Женей, надрывные отношения Луны со Славой, по ходу сюжета все больше воцерковляющихся. Не знавшая предательства дружба с героя с персонажем Александра Феклистова и его новый роман с врачом в исполнении Полины Кутеповой, которая не требует взаимности, но отдает себя всю, видя в молчаливом Лунине, теперь простом уборщике, но и в этой ипостаси спасающем людей, чуть ли не святого мученика.

Нельзя не отметить, что Алексей Серебряков здесь как никогда убедительно доказывает свою актерскую состоятельность – действительно, молчит до самого конца, играя мимикой и жестами получше многих его говорящих партнеров. Однако финал сделан на слишком уж высокой даже в этом контексте мелодраматической ноте, так что звучит и выглядит патетически – творятся совсем уж библейские чудеса, и любое правдоподобие и реалистичность истории окончательно растворяются в морализаторском и религиозном пафосе. 


Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
824
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3519
Вспомните, ребята…

Вспомните, ребята…

Андрей Коровин

Ушел из жизни поэт Дмитрий Сухарев

0
552
Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
5769

Другие новости