Юлия Пересильд не в декорациях, а на самой настоящей Международной космической станции. Кадр из фильма «Вызов»
Спустя полтора года после полета на Международную космическую станцию необычного экипажа – помимо летчика-космонавта Антона Шкаплерова туда в октябре 2021 года отправились актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко – на экраны выходит фильм «Вызов», часть которого была снята в условиях невесомости на борту МКС. Первые показы устроили в Кремле и в кинотеатре «Октябрь» символично в День космонавтики – дескать, спустя 62 года после полета Гагарина русские там, наверху, все еще первые. Такое вот освоение, на этот раз – кинематографическое.
Самому полету предшествовали месяцы подготовки как в реальной жизни, так и по сюжету. В центре которого оказывается Евгения Беляева (Пересильд) – талантливый торакальный (то есть специализирующийся на лечении патологий грудной клетки) хирург. Она работает в Боткинской больнице, живет с мамой (Елена Валюшкина) и дочкой-подростком (Варвара Володина), разрываясь между родительскими собраниями и пациентами. В один из таких дней – девочка ударила одноклассницу, чей папа-прокурор теперь грозит судом, а у самой Жени в расписании три операции – ее вызывает в кабинет главврач (Андрей Щепочкин) и везет с собой в Роскосмос на срочное совещание с главным конструктором (Владимир Машков). Оказывается, на МКС случилась беда – серьезную травму грудной клетки и легкого получил во время выхода в открытый космос космонавт Олег Новицкий. Спускать его на Землю – верная смерть, о чем первой осмеливается заявить именно Беляева. Значит, нужно оперировать там, наверху. Бригаду не вывезти, лететь придется только одному врачу. Точнее – одной.
«Вызов» с самого начала поражает плотностью повествования. Не приходится мучительно ждать той самой кульминации, хотя она того стоит – от торжественных замедленных кадров с космодрома до тревожных клаустрофобных сцен в ракете и головокружительных пролетов по станции – и продираться сквозь «земные» эпизоды. Они не менее динамичны и драматичны: у героини есть трагическая история из прошлого, показанная черно-белыми флешбэками с участием Михаила Тройника и оставившая в ее душе, казалось бы, неизлечимую травму, а в настоящем – длящаяся история невысказанной взаимной любви с коллегой (Милош Бикович), который также оказывается одним из кандидатов на полет и совершает вроде как небольшой в сравнении с тем, что предстоит Беляевой, но подвиг во имя их общего чувства друг к другу.
Тут же – история с прокурором и мамой с больным сердцем, изнурительные тренировки и подготовка к полету, отснятые в Звездном городке и в павильонах, имитирующих помещения ЦУПа, множество околокосмической «кухни» с тревожным, пьющим кофе и курящим одну за одной наследником Сергея Королева в исполнении Машкова. Все будто замирает в день старта, становится торжественным, неспешным, тихим. Двое – Евгения и космонавт Шкаплеров – оказываются в узкой капсуле внутри ракеты. Теперь все по-настоящему: они правда летят, где-то за кадром рядом с ними невидимый режиссер Клим Шипенко, а впереди – уже не декорация, а самая настоящая Международная космическая станция. Такая большая снаружи, такая крошечная, узкая, заваленная оборудованием (космонавты шутят, что МКС расшифровывается как Международный космический склад), с маленькими круглыми люками, за которыми – бесконечность. И круг Земли с огнями больших городов, извилистыми лентами рек, резкими пиками гор и озером Байкал – это для мамы, которой Женя, чтобы не тревожить, наврала про командировку в Иркутск.
Ждешь блокбастера в духе «Гравитации», но «Вызов» – хоть и напряженное, но очень камерное кино. Те самые космические сцены которого – по сути, медицинская драма, одна сложнейшая и уникальная операция в условиях невесомости и неизвестности. Вместе с камерой, актрисой и космонавтами – помимо Шкаплерова и Новицкого роль самого себя играет и Петр Дубров – зритель совершает головокружительные перелеты по отсекам и наблюдает странные ракурсы, когда один спит стоя, второй – на потолке, третья – парит в специальном гамаке. Все это – ну, может быть, кроме летающих волос Пересильд, недаром превратившихся в очаровательный мем, наверное, можно было нарисовать, сыграть, изобразить и без полета в космос, зритель вряд ли бы отличил. Тем более что катарсис наступает в момент, уж точно не случавшийся на самом деле, но, что и требовалось доказать, умело сконструированный с помощью технологий.
Не важно, ведь мы-то знаем, что было, что летали, что снимали там. К тому же куда интереснее с точки зрения кино тот факт, что авторам удалось не свести все исключительно к космической части повествования. Сценарий, конечно, не без огрехов – от неловких шуток про рекламодателей до все-таки пока еще непреодолимого сексизма даже в картине, которая всем своим сюжетом как бы опровергает устаревшие патриархальные стереотипы и доказывает, что и в космосе женщинам есть место. Но поражает цельностью и удивительным для предлагаемых обстоятельств и нынешней ситуации в мире отсутствием излишнего пафоса и ура-патриотизма. Остается надеяться, что для этого необязательно каждый раз летать в космос.