Модной ныне социальной темы в фильме нет – эта история о волшебном торжестве добра. Кадр из фильма
В российский прокат вышла экранизация книги про волшебство в британской столице – речь не о повторном прокате франшизы «Гарри Поттер», а о «Бюро магических услуг» по роману Тома Холта, снятом режиссером Джеффри Уокером. Маги тут прикидываются обычными офисными сотрудниками, однако работу выполняют важнейшую, поддерживая баланс случайностей и счастливых совпадений в мире обычных людей. В качестве приглашенных звезд – Сэм Нил и Кристоф Вальц.
Безработный вчерашний студент Пол Карпентер (Патрик Гибсон), которому скоро не на что будет снимать квартиру – у соседа также никакого стабильного дохода, – спешит на собеседование в, кажется, довольно крупную лондонскую компанию, впрочем, неизвестно чем занимающуюся. Полу все равно, особенно учитывая, что важное утро не задалось с самого начала: будильник не зазвонил вовремя, на ботинках порвались шнурки, пес украл шарф, а на улице отвлек странный незнакомый старик, как будто узнавший в Поле своего бывшего студента. В суматохе герой не обращает внимания на попутные рекламные надписи, гласящие, что «все совпадения не случайны», и прочее на эту тему (тут отчаянно просится мем «Совпадение? Не думаю») – и добирается до места назначения в разобранных чувствах. Впрочем, и дальше не становится легче. Миновав приемную, где своей очереди дожидается еще одна соискательница, Софи (Софи Уайльд), Пол попадает на ковер к некоему совету директоров – группе весьма эксцентричных людей со странными вопросами. Уверенный, что провалил собеседование, юноша спустя какое-то время с удивлением узнает, что принят.
Теперь он делит кабинет с той самой Софи, пытается разобраться в своих обязанностях и выполнить указания куратора (Нил). И постепенно узнает, что бюро занимается настоящим волшебством, в основном подстраивая то, что называется совпадениями, сохраняя у людей ощущение их случайности – а на самом деле оберегая мир от хаоса. Однако у Пола, обладающего не очень внятно обозначенными способностями, будет отдельное задание. Начальник бюро Хамфри Уэллс (Вальц) поручает ему найти дверь, которая перемещается по офису. И за которой, как окажется, скрывается самая главная тайна конторы и ее руководителя.
«Бюро магических услуг», конечно, не претендует на статус хита и уж тем более культового кино – очаровательная, хоть и проходная история, снятая, очевидно, без больших бюджетов, но весьма изобретательно, обаятельно и увлекательно для своего масштаба. Здешнему магическому миру не хватает продуманности, принципы его работы и взаимодействия волшебников с простыми смертными объясняются вскользь, как, например, и способности главного героя – тогда как основной конфликт оказывается локальным и замкнутым в пределах здания бюро. Никаких волшебных палочек, заклинаний, уроков зельеварения. Благо декорации позволяют размахнуться – тут и потайные проходы, и таинственные подвалы, и запретные зоны, куда, конечно, хочется проникнуть первым делом. В финале ко всему этому великолепию добавляется грим, и в кадре все-таки появляются магические существа.
Не забывают авторы и про романтическую линию, так что Софи – это понятно сразу – не просто коллега Пола, но и его главный сообщник по приключению и зазноба. Не обходится без злодея, которого не так-то просто заподозрить с самого начала – для зрителей заготовили вялотекущий твист, который из догадок и подозрений разворачивается в душеспасительную историю о торжестве добра и об освобождении от тирании. И о дуальности добра и зла, в данном случае выраженной весьма наглядно – кое-кто играет не одну роль.
Впрочем, философские измышления – не сильная сторона «Бюро», и ставка сделана скорее на тонкий британский юмор, эксцентричные костюмы – все-таки сотрудники и сотрудницы, оказывающие магические услуги, невольно выделяются из толпы – и на вневременной и вневозрастной сюжет, историю, которая избегает какой-либо социальной критики, актуализации и злободневности. Конечно, кино уже приучило зрителя к более сложным и продуманным мирам, но и в «Бюро» есть своя прелесть – взять хотя бы пусть и пунктирно представленную, но все же весьма занимательную идею про неслучайность случайностей.