Фильм подкупает абсолютной свободой высказывания. Кадр из фильма
Вышедший в мировой кинотеатральный прокат в конце февраля «Кокаиновый медведь» – фильм актрисы Элизабет Бэнкс, время от времени увлекающейся незамысловатой режиссурой, – добрался до Рунета. Название, выбранное, к слову, вовсе не ради красного словца, а более чем соответствующее содержанию, изначально продвигало картину лучше любой рекламы – так что даже на прошедшей недавно церемонии вручения «Оскаров» Бэнкс поднялась на сцену с медведем (точнее, с кем-то в костюме медведя). Одним словом, фильм был и остается этакой шуткой ради шутки, от которой смешно еще до просмотра.
Сюжет, как бы фантастически это ни звучало, частично основан на реальной истории – и начинается в 1985 году с происшествия в ночном небе над одним из национальных парков США в штате Джорджия. Из небольшого самолета на полном ходу мужчина выбрасывает сумки, после чего, прихватив одну из них и надев парашют, выпрыгивает сам. Днем его тело – тот самый парашют так и не раскрылся – находят посреди тихого городка, а в сумке обнаруживают несколько десятков килограммов кокаина. Местный шериф (Исайя Уитлок-мл.) опознает в погибшем наркокурьера из банды Сида (не доживший до премьеры Рэй Лиотта, которому посвящена лента) – торговца запрещенными веществами из Колумбии, за которым охотится не первый год. Все указывает на то, что товара было больше, и он скорее всего приземлился в парке. Коп выезжает на место, уверенный, что туда прибудет и Сид с подельниками.
Одновременно с этим в пресловутом лесу, действительно усыпанном пакетами с белым порошком, собираются и остальные участники последующего абсурдного действа: школьники Диди (Бруклин Принс) и Генри (Кристиан Конвери) сбегают с уроков, чтобы отправиться к спрятанному в чаще красивому водопаду, мама Диди (Кери Рассел) бросается на поиски дочери, узнав, что та не появилась на уроках, дилер из окружения Сида (О’Ши Джексон-мл.) вместе с горюющим после смерти жены сыном босса (Олден Эренрайк) получают задание отыскать товар, а рейнджер Лиз (Марго Мартиндейл) собирается на романтическую прогулку с местным экологом-зоологом (Джесси Тайлер Фергюссон). Где-то поблизости бродят туристы и мальчишки-хулиганы с ножом и жаждой легкой наживы. Но главное, что по лесу бегает медведица, первой отыскавшая кокаин, превративший ее в кровожадного и беспощадного монстра. И встречу с ней переживут не все.
Завязка – та, что с самолетом, погибшим курьером, кокаином и медведем – повторяет то, что случилось в реальности. В качестве подтверждения авторы даже вставляют документальные кадры – выпуск новостей, в котором сообщается об упавшем с неба с сумкой, набитой кокаином, мужчине. Остальное – фантазии авторов фильма и прочий художественный вымысел, которые, впрочем, превращают печальную правдивую историю про животное, умершее от передозировки, в безумную, но трогательную трагикомедию. Местами походящую еще и на глуповатый кровавый ужастик категории Б, но тут и время действия обязывает – не одними же костюмами, начесами и поп-саундтреком определять эпоху. Жанр «Кокаинового медведя» в каком-то смысле тоже отсылает к 80-м.
Эти детали, однако, не столь важны, когда речь идет о героях в исполнении относительно известных актеров, вынужденных спасаться от подсевшего на кокаин весьма натуралистично нарисованного медведя. Всё происходит именно так, как звучит. Выходит шероховато, нескладно, но обаятельно. Потому как сводится, несмотря на наличие некоторого количества оторванных конечностей и шокирующую смелость задумки и исполнения самой смешной сцены с детьми, пробующими белый порошок (снято и правда очень весело, а не так, как можно подумать), к хеппи-энду. Где добро в лице невинных участников заварушки и еще более невинного зверя побеждает-таки зло, из-за которого все и началось.
Содержание фильма, конечно, не совсем дотягивает до его громкого и продающего названия. С другой стороны, подкупает абсолютной свободой высказывания и выражения – такой, наверное, и должна быть хотя бы часть кинематографа, в последнее время слишком погрязшего в политике и прочей повестке. «Кокаиновый медведь», очевидно, ни на что не претендует – ни на награды, ни на статус важного социального высказывания или культурного события. Разве что на культовость в треш-сегменте, но тут Элизабет Бэнкс, выбравшей идеальные предлагаемые обстоятельства и застолбившей непревзойденное название, попросту недостает мастерства.