Параллели с «Экипажем» Митты возникают неизбежно. Кадр из фильма
Аварийная посадка пассажирского самолета на кукурузное поле в районе аэропорта Жуковский в августе 2019 года была названа чудом. И если кто-то из потенциальных зрителей каким-то чудом пропустил эту историю, то пусть не спешит читать о ней в интернете. Сарик Андреасян, в последние годы увлекающийся в том числе съемками фильмов, основанных на громких и резонансных реальных историях, сделал это, что называется, за нас. Снял исчерпывающее с точки зрения фактов кино, взяв в качестве названия разлетевшуюся фразу стюарда, произнесенную после приземления, – когда ошеломленные и растерянные пассажиры покинули салон и, стоя в чистом поле, не знали, куда идти дальше, он посоветовал им двигаться «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Главным героем – как на экране, так и в реальной жизни – становится пилот Дамир Юсупов (Егор Бероев). Еще мальчишкой, как выясняется во вставках-флешбэках, мечтавший о небе – но «взлетевший» уже в солидном для этой профессии возрасте, после 30. Раньше не складывалось, но мечта оставалась заветной. И вот, наконец, он командир воздушного судна, работает в компании «Уральские авиалинии», собирается в ничем не примечательный рейс Москва–Симферополь. Но, едва взлетев, самолет столкнется со стаей чаек, оба двигателя выйдут из строя, и экипажу придется экстренно сажать внушительных размеров аэробус с полными баками и полным салоном пассажиров посреди кукурузного поля. Выжили все.
Героический подвиг Юсупова и его команды Сарик Андреасян подсвечивает тернистой личной историей самого летчика, которая приводит его и в заветное небо, и к той самой женщине (ее играет реальная жена Бероева – Ксения Алферова). Все, что было до – черновик. И зарисовками из жизни пассажиров злополучного рейса – все, как одна, в меру трогательные, жизненные, не случайные. Будто сама судьба свела этих людей на роковом рейсе, дабы они смогли родиться во второй раз и переосмыслить свое прежнее существование. Да и почему «будто»? Все по задумке режиссера. Семья с ребенком, который в силу возраста боится летать, собирается в заветный отпуск и едва не опаздывает на рейс. Другая пара ругается перед отдыхом – девушка ждет предложения руки и сердца, парень собирается его сделать на курорте, но она не знает и готова расстаться. Рядом с ними по счастливому стечению обстоятельств усаживается мудрый, разговорчивый и щедрый армянин с чемоданом персиков – раздает фрукты и дает непрошенные, но такие нужные советы. А беременная девушка делит соседнее кресло с парнем, который почему-то давно не общается с матерью и даже не может набрать ее номер. Молодая мамочка натолкнет его на мысль, что материнское сердце всегда поймет и простит. И так далее и тому подобное. Упадут, очнутся, вместо гипса – всепрощение, принятие и безграничная любовь.
Сарик Андреасян, если использовать уместную в данном случае авиационную метафору, как всегда, не отклоняется от курса. Его кино – как статья в Википедии, только сентиментальнее. Не стоит ждать ни глубины, ни осмысления – в финале картина и вовсе перетекает в документальную хронику, нарезку новостных сюжетов и интервью с прототипами героев. «На солнце…» – этакий кинематографический фастфуд, от задумки до реализации которого проходит очень мало времени и для продвижения которого достаточно уже одного названия. Впрочем, зная режиссера Андреасяна, нельзя обвинить его в исключительной жажде «хайпануть» на резонансной теме – в своем художественном методе он, кажется, предельно искренен. Линейность, даже со всеми флешбэками, и прямолинейность повествования являются частью неповторимого авторского стиля. Несгибаемого, неубиваемого и цельного – как все творчество Андреасяна. И есть в этом всем, в кадре и за кадром, что-то неправильное – но, видимо, пора смириться с этой неотъемлемой частью русского кино.