Колорит Пакистана добавляет предсказуемому сюжету пикантности. Кадр из фильма
В российский прокат вышла британская романтическая комедия «При чем тут любовь?» режиссера Шекхара Капура, постановщика пакистанского происхождения, известного дилогией про английскую королеву Елизавету I с Кейт Бланшетт в главной роли («Елизавета» 1998 года и «Золотой век» 2007-го). С исторических байопиков и драм вроде фильма «Четыре пера» с Хитом Леджером автор переключился на более легкий жанр – актерский состав, впрочем, по-прежнему пестрит знакомыми именами. Так в главных женских ролях – Лили Джеймс и Эмма Томпсон, ответственные первая – за романтику, вторая – за комедию.
Начинающая документалистка Зои (Джеймс) находится в творческом и личном кризисе: идеи ее фильмов не нравятся продюсерам, а ей самой не нравится ни один парень во всем Лондоне. Заехав навестить маму (Томпсон) в дом, где она выросла, девушка встречает соседа и лучшего друга детства Казима (Шазад Латиф) и с удивлением узнает, что тот надумал жениться. Но необычным способом – невесту ему, по пакистанским традициям, выберут родители. Не то чтобы выросший в столице Англии современный парень жил старинными устоями своей исторической родины – просто он, как и Зои, отчаялся самостоятельно найти ту единственную и разочаровался в любви. А его родители, познакомившиеся друг с другом только в день свадьбы и прожившие счастливо вместе много лет, плохого не посоветуют, стоит попробовать их метод – вдруг стерпится-слюбится. Отойдя от шока, Зои предлагает Казиму стать героем ее нового фильма и позволить ей снять весь процесс на камеру – от подбора невесты до самого торжества, которое пройдет в Лахоре и куда Зои отправится, прихватив с собой свою не в меру жизнерадостную маму.
«Я угадаю эту мелодию с одной ноты» – фильм, безусловно, предсказуем и каноничен с точки зрения жанра. Однако режиссеру все-таки удается сделать его обаятельным и не пресным. Отчасти благодаря такому беспроигрышному элементу, как «восточный колорит» – добрая половина действа разворачивается в Пакистане, и, бережно сохраняя традиции на экране, Капур погружает зрителя в атмосферу местного свадебного торжества, растянутого на несколько дней, красивого и непостижимого. В то же время не обходится без этакого легкого британского юмора, разрушающего эти самые традиции и подтверждающего в каком-то смысле основную мысль всей картины – насильно мил не будешь.
Отрезвляющий главных героев финал-обманка, за которым следует истинный хеппи-энд – еще один обязательный элемент, такой же хрестоматийный, как в целом вся история становления отношений персонажей. Впрочем, одной свадьбой все-таки ограничиваются, потому что вторая, случись она в кадре, превратила бы историю в совсем уж приторную сказку. А так вполне реалистично: поживем – увидим.
Главная жемчужина – Эмма Томпсон, в роли второго плана, но вряд ли второстепенной. Она будто живет в фильме внутри фильма, мало откликаясь на происходящее вокруг, но добавляя тем самым необходимую долю абсурда и хаоса. Поступает непосредственно и невпопад, на контрасте со своей более чем приземленной дочерью. Удивительный комедийный талант актрисы не требует какой-то дополнительной огранки, так что режиссер, кажется, дает ей свободу.
Внутри вполне стандартной для ромкома глянцевой картинки прячутся вполне удачные режиссерские приемы и находки. Например, Капур делает главную героиню документалисткой не для красного словца, и сам использует как будто бы документальные кадры – то с камеры Зои, с которой она не расстается, подлавливая детали, то разбавляя повествование чем-то наподобие интервью с персонажами, родителями, родственниками, женихом и невестой. Тут же вскрываются неприглядные семейные тайны, и появляется то, что принято называть «повесточкой» – завязанные на национальном вопросе конфликты, очевидно, весьма актуальные для Британии с ее колониальным прошлым.