Одну из главных ролей в «Нюрнберге» сыграл Сергей Безруков. Кадр из фильма
В российский прокат вышел «Нюрнберг» Николая Лебедева – автор «Легенды № 17» и «Экипажа» не выпускал нового кино целых семь лет. Впрочем, работа над новым фильмом, сценарий которого был написан Лебедевым по мотивам произведения некогда заместителя генпрокурора, а ныне – писателя и документалиста Александра Звягинцева, шла несколько лет. Говорящее название «Нюрнберг» сулит то ли историческую, то ли юридическую драму – все что угодно, но не ту неожиданную шпионскую мелодраму, которая в итоге составляет большую часть картины.
Дошедший до Берлина после трех лет на передовой разведчик Игорь Волгин (Сергей Кемпо) упрашивает своего командира – в этой крошечной роли Игорь Петренко – отправить его в Нюрнберг. Там он надеется не только быть полезным в команде майора Мигачева (Евгений Миронов), который совместно со службами стран-союзниц готовит материалы для судебного процесса над нацистскими преступниками, но и отыскать брата. Связь с ним была потеряна во время войны, но после ее окончания Волгин получил несколько его писем матери – последние были отправлены как раз из Нюрнберга.
В городе, почти до основания уничтоженном бомбежками, царит хаос и свирепствует гитлеровское подполье. Его глава Хельмут (роль зловещего фашиста в российском кино уже не в первый раз играет австриец Вольфганг Черни) намеревается организовать ряд провокаций, чтобы сорвать процесс и освободить из тюрьмы обвиняемых пособников Гитлера во главе с Германом Герингом (Крастен Нергор) – для этого в том числе похищает дочь одного из адвокатов, вынуждая того сотрудничать. Тем не менее заседание открывается – и продолжается. Обвинению со стороны СССР и в лице Романа Руденко (Сергей Безруков) отчаянно требуются все возможные доказательства, ведь защита активно упирает на то, что нападение Германии носило упреждающий и оборонительный характер – дескать, если бы не мы, то нас. Команде Мигачева, в которую очень кстати вливается владеющий несколькими языками Волгин, необходимо раздобыть секретный нацистский архив, черным по белому опровергающий озвученные адвокатами обвиняемых тезисы. Но Волгин отвлекается – поиски брата не дают ему покоя, а еще он знакомится с загадочной и молчаливой русской девушкой Леной (Любовь Аксенова), которая вызывается ему помочь, но ведет себя крайне подозрительно.
Неминуемую тревогу, связанную с ожиданием какого-либо искажения истории очередным одобренным сверху военно-патриотическим кино – в угоду современной повестке (особенно учитывая, какая нынче повестка и как звучит в ее контексте ставший нарицательным топоним Нюрнберг), фильм Николая Лебедева, как ни странно, развеивает. От исторического в нем только сцены из зала суда – они почти покадрово копируют документальную хронику, снятую в том числе советскими военными операторами. Исполнители ролей тщательно загримированы под своих прототипов, есть шокирующие кадры с поделками из человеческой кожи, ключевые слова и речи вроде как звучат (а вот как они звучат сегодня – это совсем другой вопрос). Тем не менее сам Нюрнбергский процесс занимает минимальное количество экранного времени, тогда как за стенами зала судебных заседаний разворачивается шпионская мелодрама.
История Волгина, его брата, девушки Лены и злодея Хельмута, а также всех, кто так или иначе попадает в радиус ее действия, претендует, кажется, на нечто в духе романов Джона Ле Карре. Сплошь подковерные игры и двойные агенты – только вот главный герой не добавляет убедительности. Якобы талантливый разведчик Волгин из раза в раз действует так опрометчиво, что непонятно, как он вообще дошел до Берлина – нынче шпионы, конечно, уже не те, тут и за подтверждением далеко ходить не надо, их и по телевизору показывают, но тогда-то другое было дело. Любовные и семейные метания застят ему глаза и не раз ставят под угрозу всю борьбу отделения Мигачева, но долго злиться на обаятельного юнца он не может – да и у самого, кажется, рыльце в пушку.
Фильм как будто бы перенасыщен событиями, героями, сюжетными линиями, но все равно оставляет ощущение как от воскресного сериала на одном из федеральных каналов – может быть, в том числе потому, что «Нюрнберг» в итоге станет сериалом для федерального канала. Но по большой части оттого, что и громкое название, и исторический контекст – это фон и во многом спекулятивно выбранные авторами предлагаемые обстоятельства, как и известные актеры в некоторых ролях. Здесь не рождаются по-настоящему важные идеи и герои, а копошатся по-современному мелкие персонажи, которым нечего играть и которые стремятся, пока где-то параллельно судят и казнят фашистов, к эффектному финалу с перестрелкой и любовным хеппи-эндом. Куда более эффектный финал, впрочем, на титрах, где рядом с благодарностями Сергею Нарышкину показаны те самые реальные кадры документальной хроники Нюрнбергского процесса.