Рудольфо Валентино сыграл сам Владислав Козлов, его жену Наташу Рамбову – хореограф Ксения Жарова. Кадр из фильма «Немая жизнь»
Премьера фильма «Немая жизнь» (Silent Life) российско-американского режиссера Владислава Козлова, снимающего независимое кино в Голливуде, состоялась на кинофестивале в Седоне. Картина получила главный приз Sedona international film festival («Лучший полнометражный фильм»). В ней снялись Изабелла Росселлини, Франко Неро и старейшая голливудская актриса Терри Мур.
Премия Independent Spirit Awards ежегодно присуждается фильмам, произведенным независимыми компаниями. Впервые она была вручена в 1985 году, и первым ее лауреатом стала черная комедия Мартина Скорсезе «После работы» (After Hours).
Игровые фильмы об эпохе немого кино неожиданно стали пользоваться популярностью и у производителей («Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, «Артист» Мишеля Хазанавичуса), и у зрителей. «Артист» так стал одним из самых титулованных лент в истории: Канны, премии «Сезар», BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и даже наш «Золотой орел» («Лучший зарубежный фильм в российском прокате»).
В век изощренных блокбастеровских спецэффектов подобные ленты, несмотря на их нарочитую старомодность, смотрятся на удивление привлекательно (что подтверждает и их прокатная история). Режиссера Владислава Козлова можно было бы назвать прямым последователем Хазанавичуса – его новый фильм «Немая жизнь» тоже про киношные 20-е годы прошлого столетия – если бы не тот факт, что на самом-то деле первопроходцем темы стал как раз Козлов. Это его «Немую жизнь» справедливо называли самым многообещающим голливудским долгостроем – картина находилась в производстве аж с 2006 по 2021 год, делаясь настолько тщательно и внимательно к деталям, что съемки растянулись на целых 15 лет. «Артист» же снимался в обычные сроки и поэтому вышел в свет на 10 лет раньше. Так что большой вопрос, кого чьим последователем тут можно считать.
Основой фильма стала жизнь знаменитого актера немого кино Рудольфо Валентино, чья история заинтересовала Козлова еще в отрочестве, когда он узнал, как невероятно популярен был Валентино в свое время, а также тот факт, что на его похоронах были оказаны почести, которые до этого оказывались только на похоронах президента Авраама Линкольна.
Действие картины происходит в 1926 году. Главный герой, кинозвезда немого экрана и первый секс-символ Голливуда, которого все называют великим любовником, будучи на экране ввергает зрительниц в состояние истерии, тогда как в личной жизни несчастен от слова «совсем». Байопик рассказывает о неладах с женой, художником по костюмам Наташей Рамбовой, стремительном росте популярности, внезапной болезни и неожиданной смерти. Брошенный женой и друзьями, обреченный умирать в одиночестве, герой мысленно просматривает свою жизнь, словно кинопленку. Временами приходя в сознание, общается с глухонемой санитаркой – его поклонницей, которая сутками дежурит у его кровати…
Всемирная любовь и тотальное одиночество, скоропостижная смерть и загадочная «женщина в черном», которая ежегодно приносила на могилу актера красную розу, – все это очень выразительно и кинематографично.
Надо сказать, что и судьба самого Владислава Козлова, ставшего не только режиссером «Немой жизни», но и продюсером, сценаристом и исполнителем главной роли, весьма кинематографична. В детстве он сильно заикался и очень комплексовал по этому поводу. В 2000-м, когда ему исполнилось 24 года, почти не зная английского, отправился в Лос-Анджелес с 200 долл. в кармане. Спал на скамейках, подрабатывал в русских магазинах, работал сантехником, официантом, чистильщиком ковров… Одновременно разузнавал, где проходят массовки, проникал на съемочные площадки. Стал статистом, а потом чудо свершилось – он начал снимать кино, в итоге став режиссером 17 картин.
Видя невероятную увлеченность Козлова проектом о Валентино, представители американской киноиндустрии пришли на помощь. Владиславу удалось бесплатно получить камеры, осветительное оборудование, дорогостоящие костюмы и реквизит, локации для съемок. В кадре на нем был костюм, в котором Валентино снимался в своем последнем фильме «Сын шейха» – президент компании Western Costume, увидев почти портретное сходство Владислава Козлова и Рудольфо Валентино, разрешил использовать его на съемках. Которые проходили в исторических местах – сцену премьеры «Сына шейха» снимали в том же китайском кинотеатре Граумана на Бродвее, снимали и на кладбище Hollywood Forever Cemetery, где похоронен Валентино. Альбом газетных публикаций о нем, который листают в кадре, действительно принадлежал прототипу героини – «женщины в черном».
В итоге фильм «Немая жизнь» стал самой масштабной работой в мире, посвященной Рудольфо Валентино.
Украшением актерского состава фильма стала Изабелла Росселини, которая за условный гонорар сыграла роль матери героя. Ученицу Станиславского, кинозвезду русского происхождения Аллу Назимову, которая помогла Валентино в начале его карьеры и познакомила с будущей женой, сыграла звезда «Твин Пикс» Шерилин Фенн, а также Галина Логинова (мать Миллы Йовович). Снялся в фильме и сын Оззи Осборна – Джек Осборн. А знаменитый актер Франко Неро сыграл дух Валентино. Роль жены Валентино сыграла хореограф Ксения Жарова.
А еще в проекте приняла участие голливудская легенда Терри Мур, сыгравшая роль той самой загадочной «женщины в черном». По словам режиссера, нужна была актриса, которая лично знала бы Джеймса Дина, Мэрилин Монро и других звезд и сама была бы звездой своей эпохи. Терри в середине ХХ века как раз и была такой звездой студии «XX век Fox», а также подругой Джеймса Дина и Мэрилин Монро, Элвис Пресли пел ей свои песни, а Фрэнк Синатра приглашал на выходные в Лас-Вегас на свои шоу. Живая легенда!
Одним из ярких фильмов Московского международного кинофестиваля – 2021 стал «Имморталист» Владислава Козлова – психологический интеллектуальный фильм ужасов. Оценить масштаб и красоту «Немой жизни», созданной в лучших традициях золотой эпохи Голливуда, можно будет достаточно скоро – создатели картины собираются подать заявку на участие фильма в конкурсной программе очередного ММКФ.