0
13287
Газета Кино Печатная версия

28.02.2023 18:47:00

Ирина Старшенбаум: "Здоровый человек не будет прыгать выше своей головы"

Актриса рассказала о риске, на который пошла, сыграв в новом фильме Петра Тодоровского

Тэги: петр тодоровсеий, кинопремьера, здоровый человек, ирина старшенбаум, интервью

Полная online-версия

петр тодоровсеий, кинопремьера, здоровый человек, ирина старшенбаум, интервью Герои фильма Петра Тодоровского выясняют, кто здоровее. Кадр из фильма

В прокат выходит новая работа Петра Тодоровского – картина «Здоровый человек», в которой Никита Ефремов играет спортивного телеведущего, ставшего свидетелем страшного преступления и после этого ушедшего с головой в волонтерство. В ущерб собственной семье – жене в исполнении Ирины Старшенбаум, которой приходится теперь в одиночку справляться с бытом, ребенком и новой беременностью. И пытаться всеми силами понять и принять мужа. Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА расспросила Ирину СТАРШЕНБАУМ о том, как она относится к волонтерству и помощи другим людям, почему им с Никитой Ефремовым легко играть мужа и жену и кто по-настоящему здоровый человек в фильме «Здоровый человек».

Если посмотреть на вашу фильмографию, точнее на некоторые недавние роли, складывается ощущение, что вам стали интереснее психологические истории и фильмы, так или иначе связанные с темой ментального здоровья. Верное ли это наблюдение? И если да, то почему?

– Мне стал важен поиск, и человеческий, и актерский, и когда он происходит у персонажа, потому что людям – в том числе актеру в процессе работы – интереснее, наверное, исследовать себя. Просто читать написанный текст и органично его произносить мы все научились, а сейчас такая стадия в карьере, когда хочется погружаться в материал, соответствовать ему, чтобы материал был вызовом. По крайней мере у меня сейчас такой период. Потому что если ты перестаешь учиться чему-то, то твоя профессия, мне кажется, перестает быть тебе интересной. Так что я с удовольствием погружаюсь дальше.

И как вы погружались в «Здорового человека»? Как искали свою героиню?

– Мы с Никитой Ефремовым очень много разбирали вместе, потому что у нас парная история. Мы сразу обговаривали, например, что наши герои – публичные люди, они ведущие, то есть довольно нарциссического склада личности. При этом состоявшиеся люди, живущие семьей, в которой вроде бы все хорошо. Но на самом деле – нет. И интересным был как раз наш совместный поиск тех точек, где они друг другу врут, где себе врут, то есть всех психологических мотиваций. Такой театральный, можно сказать, разбор ролей. Обычно я готовлюсь к роли одна, но, когда пятьдесят процентов роли - твой партнер, мне важно проработать это вместе. Но вот Петр Валерьевич любит больше спонтанности и просил нас не переборщить. Но для этого он точно не тех артистов взял (смеется). Мы оба очень любим подготовительную работу.

У вас с Никитой на данный момент уже два фильма, где вы играете мужа и жену, – «Здоровый человек» и уже вышедшие «Сестры». Помогает ли опыт совместной работы над одним проектом на других съемках?

– На самом деле это в «Здоровом человеке» мы впервые играли вместе, а потом уже были «Сестры». Но вообще это здорово, когда у актера есть партнер, с которым они пересекаются в разных проектах. Прекрасно, когда ты уже знаешь партнера, когда это уже твой друг, знаешь глубину, на которую ты с ним можешь рассчитывать. Потому что для установления доверия нужно время – у нас с Никитой оно уже есть, есть бэкграунд, есть темы, которые мы можем открыто обсуждать, что очень важно, особенно когда приходится играть мужа и жену.

Если вернуться к разговору о подготовке к роли – изучали тему волонтерства, которая становится в «Здоровом человеке» одной из основных?

– Мне как раз для моей роли это было не нужно. У меня, наоборот, история про женщину, которая не понимает, почему нельзя сначала спасти себя и свою семью, а потом уже спасать всех остальных. Поэтому я намеренно не стала погружаться в мир волонтерства и сосредоточилась на теме семейных отношений.

А в вашей реальной жизни есть место благотворительности? И насколько в этом вопросе вы схожи по взглядам и отношению со своей героиней?

– Есть благотворительные проекты, которые я поддерживаю, – например, фонд «Подари жизнь». Еще мне нравится фонд «Антон тут рядом». Если что-то мне откликается, та или иная идея или миссия, то я с удовольствием принимаю участие, а если нет – то я не тот человек, который будет себя заставлять делать добрые дела. Прислушиваюсь к себе, и в этом, возможно, мы как раз и совпадаем с моей героиней.

Как вам кажется, найдет фильм отклик у широкого зрителя? И чем именно он может зацепить?

– Неожиданным образом «Здоровый человек» уже стал народным кино. Не понимаю, как это произошло, мы шутили, что, кроме нас и Петиной жены, никто не посмотрит. Потому что тема взята интересная, но нишевая, и она оказалась близкой большому количеству людей. Поэтому, думаю, картина получила широкий отклик. Петя сумел сделать ее для людей. Читаешь сценарий и думаешь: «Вау, какое интересное авторское кино, поедем с ним на фестивали». А смотришь в зале – и оказывается, что персонажи очень народные. Например, моя героиня – мать двоих детей, терпящая и ждущая мужа, который потерял себя. Для меня было открытием, что в принципе Петру Валерьевичу я пришла в голову как исполнительница, потому что я себя никогда не представляла в таком образе, он для меня совершенно новый. Но прекрасно, что пошла на риск сыграла – мне очень понравилось, что получилось. Это я не себя сейчас хвалю, я хвалю Петю за то, что он придумал этот образ, увидел в нем меня, и мы вместе создали персонажа, которого я до этого не играла.

Кто все-таки в картине по-настоящему здоровый человек?

– Вообще-то никто, наверное. Хотя Петр Валерьевич говорит, что как раз моя Майя – самый здоровый человек. Но она тоже порой довольно манипулятивна, она поддавливает мужа, она – жертва обстоятельств, которая верит, надеется и ждет. Но, возможно, у нее есть вторичная выгода – быть немного инфантильной, не отвечать за свою судьбу и не заниматься своей собственной жизнью, а всегда переносить ответственность на мужа. То есть она напрямую об этом, конечно, не говорит, но подразумевает. Получается замкнутый круг: она недовольна, он чувствует себя виноватым, закапывается все глубже, а она все больше чувствует себя героиней и святой женщиной, подкармливает свое эго. Выглядит при этом как настоящая русская женщина, которая всегда ждет своего мужчину. Но мы-то понимаем, что происходит.

Здоровый человек – это равнодушный человек? Такая мысль звучит в фильме, согласны с ней?

– Я не думаю, что дело в равнодушии. Эмпатия и помощь другим людям – это важная часть жизни. Скорее здоровый человек осознает свои мотивации, понимает, зачем он совершает тот или иной поступок. Я стала задумываться, занимаюсь ли я так называемым спасательством, добрыми делами, чтобы извиняться за что-то, или же это искреннее стремление помочь, просто потому что я хочу и могу. Здоровый человек – это тот, кто способен здраво оценить свои возможности, свою ответственность, не будет прыгать выше своей головы. Потому что если ты не спас еще себя, то как ты можешь спасти другого?

Что такое, на ваш взгляд, женское кино?

– Для меня фильм «Сестры» – вот это женское кино. Это фильм про права женщин и про нарушение границ по отношению к женщине. В этом смысле женское кино для меня – это то кино, которое дает возможность рассмотреть паттерны, которые существуют в отношении женщины со стороны общества. Для кого-то это может быть история про помады и платья, что тоже неплохо, легкость какая-то должна присутствовать. Но я немножко испорченный кинематографом человек, и для меня «Сестры», то есть постхоррор про домашнее насилие, – это мое женское кино. Потому что эта история – про сестринство, про объединение женщин – и на этапе съемок. Когда я смотрю это кино, оно во мне что-то пробуждает, заставляет чувствовать и расширяет мое понимание, кто такие женщины, как мы можем объединяться и поддерживать друг друга.

Можете рассказать немного об иностранных проектах, в которых вы работали, – у вас было несколько недавно, насколько я понимаю?

– Один проект уже вышел – это фильм немецкого режиссера Томаса Штубера. Очень авторское кино, три новеллы по рассказам писателя Клеменса Мейера, с которым режиссер вместе писал сценарий. Называется «Темные спутники», про пары, которые случайно встречаются и обретают какую-то непродолжительную связь, дружбу или любовь. И есть еще один грядущий проект, который теоретически должен выйти в этом году, – это фильм Майкла Уинтерботтома под рабочим названием «Земля обетованная». Как будет в итоге называться, я, наверное, пока не могу говорить.

И как вам этот опыт? Насколько он отличается от опыта работы в российском кино, и что он вам дал в итоге?

– Я бы не судила по Майклу, потому что он снимает довольно специфическое авторское кино, и то, как он это делает, отличается даже от голливудской манеры работы. Он британский панк, который любит импровизацию, любит что-то менять, удивлять зрителя – весьма неординарный постановщик. Он умеет придумать необычную или скандальную тему и талантливо раскрыть ее, направляя актеров. И мне было безумно интересно с ним работать как с художником, потому что он для меня открыл кино с какой-то новой стороны. И открыл меня как актрису миру, и после этой работы я чувствую, что очень сильно выросла и могу адаптироваться под многое. Я играла сразу на двух языках, на английском и на иврите, и график был очень интенсивным, с одним выходным. Сложная ступенька в карьере, и я ее взяла. И после нее я могу быть увереннее в своих желаниях, в своих взглядах, в понимании того, что я хочу, а чего не хочу, – в общем я стала профессиональнее.


Читайте также


Израиль рассматривает ответ Ирану ударом на удар

Израиль рассматривает ответ Ирану ударом на удар

Юрий Паниев

В Иерусалиме дорожат связями с арабскими странами

0
1194
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
3882
Киев объявил условия Вашингтону

Киев объявил условия Вашингтону

Наталья Приходко

В ВСУ отказались от ударов по российским НПЗ в обмен на поставки новых систем ПВО

0
3574
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
5059

Другие новости