Попытка создать аналог «Пятидесяти оттенков серого» обернулась мелодрамой с парой эротических сцен. Кадр из фильма
В прокат выходит «Непослушная», мелодрама с Александром Петровым, очевидно вдохновленная «Пятьюдесятью оттенками серого». Главная женская роль у Анастасии Резник, в конце прошлого года дебютировавшей в сериалах «Капельник» и «Конец света», а режиссером фильма стал Дмитрий Суворов, автор недавно вышедшей, основанной на реальных событиях остросюжетной драмы «Одна».
Студентка Эля (Резник) учится на эколога и активно охраняет природу, в частности приглядывает за флорой и фауной одного из городских парков. Посреди которого однажды начинается стройка – возмущенная подобным беспределом, девушка собирает одногруппников на пикет и распространяет информацию о незаконных, по ее мнению, работах в соцсетях. И уже на следующий день в ее институт приходит виновник случившегося – молодой, самоуверенный и наглый архитектор Матвей (Петров) показывает студентам проект новостройки и обещает, что ни одна птичка и лисичка не пострадают. Элю убедить не удается, она вступает с Матвеем в конфликт. А он и не против и даже предлагает девушке что-то вроде игры: он на неделю приостанавливает строительство, она же эти семь дней соглашается на любые его романтические предложения. Если в итоге она не останется с ним, то он не будет возводить в парке свою высотку.
Многообещающая завязка «Непослушной» действительно напоминает и трилогию про оттенки серого, и скандальную польскую, на данный момент уже тоже трилогию, «365 дней», выходившую на Netflix. Исходные данные те же: испорченный богач и невинная девушка, безответно влюбленный в нее сокурсник и не проявлявший к нему любви черствый отец, отношения вопреки и ненависть, переходящая в любовь. С той лишь разницей, что российский фильм оказывается зрелищем куда более сдержанным и целомудренным, чем зарубежные аналоги: за постером и названием, которые сулят чуть ли не эротический БДСМ-триллер, скрывается весьма простая мелодрама с парой визуально скромных интимных сцен, шутками про секс-игрушки и играми с шоколадными слепками гениталий. И Александром Петровым, который в этом образе будто бы не на своем месте – не верится в его экранную легенду, да и химии с партнершей Анастасией Резник (к которой особо нет вопросов и претензий – играть попросту нечего) не возникает.
Понятно, что авторы хотели сделать историю более глубокой, сконцентрировать сюжет не на эротической подоплеке, а на драматических переживаниях героев, которые сопротивляются возникающим у них чувствам. Он не готов открываться – всему виной, как и полагается, властный отец (Ян Цапник), всю дорогу принижавший сына и вынудивший его доказывать свою состоятельность самыми циничными способами. Она боится предать собственные принципы: неподкупность, независимость и любовь к природе. Но противоположности притягиваются, обнаруживая друг в друге гораздо больше общего, нежели различий – бездомных собачек, в конце концов, любят все.
«Непослушной» попросту не хватает фактуры. То и дело создатели как будто бы нащупывают интересные повороты, провоцируют пикантными мизансценами, но тут же осекаются, возвращаясь к банальным мелодраматическим линиям и предсказуемым сюжетам. С другой стороны, откуда взяться смелости в отсутствие какой-либо традиции в национальном кинематографе – смотреть на экран, если в фильме присутствует хоть какой-то намек на секс, в случае с российским кино всегда немного стыдно. Не от откровенности картинки, а, наоборот, от неловкости, которую очевидно испытывают режиссеры, операторы и актеры в работе. Вынужденные в своем художественном бессилии, когда дело доходит до интимности, увиливать, обрывать начатое на полуслове, «замазывать» обнаженные тела и натужно изображать страсть.
«Непослушная» в этом смысле храбрее – актеры раздеваются и хотя бы в шуточной форме говорят о сокровенном и показывают что-то больше, чем неправдоподобный секс в неудобных позах и в одежде – есть даже сцена со связыванием, правда вынесенная как будто бы немного за скобки, ближе к титрам. Игриво намекающая на то, что главное – любовь и доверие. А раз герои обрели их, то, может, и авторы, кто знает, решатся на продолжение – с веревками и плетками.