Персонажи в «Знакомстве родителей» порой не знают, куда себя деть. Кадр из фильма
В кино выходит комедийная мелодрама «Знакомство родителей», режиссерский полнометражный дебют телевизионного сценариста и продюсера Майкла Джейкобса. Главные роли в картине, помимо молодой звезды ромкомов из знаменитой актерской династии Эммы Робертс, сыграли Ричард Гир, Дайан Китон, Сьюзен Сарандон и Уильям Мэйси. И, кроме как неловким бенефисом этого квартета мэтров, фильму похвастаться нечем. Как и нынешнему российскому широкому прокату.
Мишель (Робертс) и Аллен (Люк Брейси) – к слову, пару лет назад актеры уже играли влюбленных в рождественском фильме «Пара на праздник» на Netflix – встречаются достаточно давно, чтобы девушка начала ждать предложения. Но в самый подходящий для этого момент парень «дает заднюю» – не уходит, но и переходить на новый уровень не спешит, его все устраивает. Девушка, обидевшись, ставит ультиматум: или свадьба, или расстаемся – и уезжает ночевать к родителям. Их-то и играют Гир и Китон – и у давно женатой пары Говарда и Грейс свои проблемы, точнее тайны. Оба накануне встречались с кем-то на стороне: она познакомилась с мужчиной по имени Сэм (Мэйси) в кинотеатре, и они проговорили по душам до самого утра, а он провел неудачное романтическое свидание с любовницей Моникой (Сарандон) и вроде как поставил точку в их отношениях длиной в несколько месяцев. Но не тут-то было: пытаясь все-таки спасти свою любовь, Мишель и Аллен договариваются о совместном ужине с родителями, которые пока еще не знакомы. Точнее, думали, что не знакомы, ведь вечером на пороге своего дома Говард и Грейс увидят Сэма и Монику.
Если принять во внимание имена исполнителей и то, что, как сообщают титры, сценарий основан на пьесе (впрочем, и то и другое написал сам режиссер Майкл Джейкобс), на экране, по идее, должно происходить нечто в духе если уж не «Августа» Трэйси Леттса или ранних мелодраматических анекдотов Вуди Аллена, то хотя бы «Резни» Романа Полански. Увы – ничего даже близко похожего на приведенные выше примеры нет. Нет, по сути, даже попросту цельного кино с внятным сценарием, удачно расписанными диалогами и выстроенными мизансценами. Немолодые звезды, вместо того чтобы блистать и играючи почивать на лаврах в пусть незамысловатой, но все-таки милой и трогательной комедии, тускло разыгрывают пошловатые, плохо сочиненные этюды и пытаются неуместно шутить. В итоге задуманная комедия положений оборачивается бездарным фарсом: персонажи толкутся в замкнутых, даже элементарно не декорированных, не обставленных и не обжитых пространствах, произносят будто бы сочиненные на ходу однообразные реплики и не знают, куда себя деть.
История, мягко говоря, высосана из пальца, причем как у героев Эммы Робертс и Люка Брейси, так и у двух пар их экранных родителей, которые, по задумке, должны показать молодежи своим примером все прелести жизни в браке. Оказывается, что никакой прелести и нет, но это и послужит хорошим уроком. Нелогично, так как, вместо того чтобы прекратить все мучения разом – от отношений, построенных на чудовищно звучащих в нынешнее время ультимативных «женись или расстаемся», до попросту изживших себя браков с истекшим сроком годности, – герои «Знакомства родителей», конечно, осознают свои ошибки, преодолевают кризисы и живут долго и счастливо. Кто-то впервые, кто-то по второму кругу – не только скучный и предсказуемый до зубовного скрежета, но еще и сомнительный с точки зрения своей «счастливости» хеппи-энд.
«Знакомство родителей» при этом ярчайший пример того, во что превратился в нынешних условиях российский кинотеатральный прокат. Фильм Джейкобса – из категории, которую принято негласно называть straight to DVD (прямиком на DVD), характеризующей фильмы такой невысокой художественной ценности, что они попросту минуют широкие экраны, выходя сразу на цифровых носителях. Именно такими картинами в отсутствие громких зарубежных премьер и студийных блокбастеров полнится нынче отечественный кинопрокат – и как тут, с такими-то конкурентами, не показывать «Чебурашку» до последнего зрителя.