По сюжету гриб кордицепс мутировал, освоив новые территории и организмы. Кадр из телефильма
Стриминговый сервис HBO Max начал показ долгожданного проекта, снятого по мотивам видеоигры 2013 года, – оригинальное название The Last of Us («Последние из нас») в России локализовали как «Одни из нас», поэтому и сериал сегодня переводят так же. Премьера стала для платформы одной из самых успешных за всю ее историю существования, что неудивительно, учитывая огромное количество фанатов игры. Причем отзывы оказались исключительно положительными. Среди сценаристов-шоураннеров – автор оригинала Нил Дракманн, а также Крэйг Мэйзин, написавший тот самый «Чернобыль» для HBO.
Есть в сериале и «русский след» – оператор Ксения Середа. К проекту был причастен и режиссер Кантемир Балагов – изначально он должен был снять как минимум две серии, однако финальную версию в итоге переснимали с другими постановщиками, якобы из-за творческих разногласий. В титрах фамилии Балагова нет, хотя сам он заявил после премьеры, что часть отснятых им материалов все-таки попала в финальный монтаж.
В 2003 году городок в Техасе, где живут бывший военный Джоэл (Педро Паскаль) и его дочь-подросток Сара (Нико Паркер), становится эпицентром вспышки неизвестного заболевания. Гриб кордицепс, до этого способный поражать мозг муравьев и подчинять себе их сознание, превращая насекомое в некое подобие зомби, из-за климатических изменений обретает способность выживать внутри человеческого организма. Улицы в мгновение ока заполняются ходячими мертвецами с грибницами вместо мозгов, а также военными, которые пытаются взять ситуацию под контроль. В перестрелке погибает Сара.
Действие переносится на 20 лет вперед, в Бостон, точнее в то, что от него осталось: в крошечной карантинной зоне, огороженной от остального зараженного города стеной, царит военная диктатура, выжившие гражданские живут на талоны, зарабатывая их тяжким трудом – или же контрабандой. Джоэл вместе с подругой Тесс (Анна Торв) надеются раздобыть аккумулятор и сбежать из гетто. План, впрочем, оказывается на грани провала из-за предательства подпольных торговцев, однако героям все-таки выпадает шанс осуществить свою мечту. Повстанческий отряд «Светлячки» поручает паре доставить до их штаба в центре города ценный «груз» – девочку Элли (Белла Рэмси). По плану, они должны будут обменять ее на работающую машину и все необходимое для дальнейшего путешествия. Путь предстоит непростой, но, кажется, цель оправдывает все: у Элли есть иммунитет к кордицепсу, а значит, она – последняя надежда человечества на исцеление.
Учитывая невероятную популярность игры, авторы сериала пошли самым верным и безопасным путем – приняли решение не отступать от сценария и снять все максимально близко к «тексту» оригинала. По крайней мере в завязке. Она, по сути, занимает большую часть двух первых эпизодов, в финале которых Джоэл и Элли оказываются вдвоем против жесткого окружающего мира. Дальнейшее повествование, если ориентироваться на логику все той же видеоигры, должно быть сосредоточено на их отношениях, которым придется проходить проверку и встречными зараженными, и здоровыми людьми. И совсем не факт, что первые опаснее вторых. Персонажи проходят трансформацию, что заметно даже в начальных сериях: суровый Джоэл, чье сердце будто бы безвозвратно очерствело после потери дочери и жизни в постапокалиптическом мире, теплеет, как и Элли – несмотря ни на что, она типичный подросток, настороженно относящийся к взрослому миру не только в силу его враждебности, но и в силу возраста.
От прочих образцов жанра, на которые неизбежно похож сериал, – примерно такие же вводные данные у, скажем, «Ходячих мертвецов» – сериал «Одни из нас» выгодно отличает именно этот фокус на психологизме. Это сделало игру столь популярной и эффектной, это же, очевидно, пытаются сберечь авторы экранизации. Пока получается, хотя и визуальный ряд не отстает от смыслового: мир прописан очень детально, как и монстры, отталкивающие и завораживающие одновременно существа с проросшими из головы грибами, ослепшие, но обладающие тонким слухом (здесь героям сериала приходится вести себя совсем как персонажам фильма «Тихое место») и еще одной опасной «суперспособностью». Все они, как настоящие грибы, связаны друг с другом мицелием – грибницей, которая способна передавать сигналы всем своим телам на большом расстоянии.
Создатели ненавязчиво играют с повесткой: преимущественно серый, дождливый, депрессивный цветовой код милитаризированного карантинного гетто, этакого концлагеря для выживших под управлением обезумевших от страха и власти военных, контрастирует с идиллическими пейзажами так называемой зоны заражения. Разрушенный бомбами, которыми когда-то пытались остановить пандемию – к слову, все еще одна из самых актуальных тем, – и временем город с завалившимися на бок и поросшими зеленью небоскребами переливается в лучах солнца.
Воздух свободы, хоть и кишащий людьми-грибами. Может, и мнимая, но все же надежда, которая вновь очеловечивает будто бы окончательно расчеловеченных многолетней борьбой за существование людей.
Отец, получивший второй шанс в лице девочки-сироты, – она не заменит погибшую дочь, но станет новым смыслом жизни. И сама девочка, по крайней мере в сериале, – вовсе не функция, а чуть ли не самый интересный персонаж. Не только за счет иммунитета, но и как символ нового поколения. Родившаяся уже после катастрофы, на руинах мира, она оказывается обычным подростком, колючей, неудобной, но в то же время любопытной и бесстрашной.
Эти качества и движут ей, а вовсе не желание спасти мир, которого она никогда и не видела, в котором не жила, которого больше нет. И, возможно, сила, правда и будущее именно за такими.