То, что в 2009 году было переворотом, сегодня уже не вызывает должного удивления. Кадр из фильма
В нескольких подмосковных и московских кинотеатрах, в рамках так называемого «предсеансового обслуживания» перед российскими короткометражками, начали-таки показывать, даже в 3D, «Аватар: Путь воды» – второй фильм Джеймса Кэмерона про синих людей с планеты Пандора и их противостояние с землянами. Запретный (в данном случае – нелегальный) плод, как известно, особенно сладок, так что в залах – почти аншлаги. Впрочем, и рейтинг ожидания у картины изначально зашкаливал, с премьеры первого «Аватара», который в 2009 году совершил в кино визуальную революцию, прошло целых 13 лет – и интересно было взглянуть, не слишком ли долгим оказался этот перерыв.
На Пандоре, вымышленной планете, населенной высоченными, тонкими, звонкими, желтоглазыми и синекожими на’ви, время также не остановилось. Джейк Салли (Сэм Уортингтон), морпех, в первом фильме переметнувшийся на сторону инопланетян и в итоге ставший одним из них, успел не только дослужиться до статуса уважаемого вождя и предводителя одного из племен, но и обзавестись большим семейством. С супругой Нейтири (Зои Салдана) они воспитывают троих родных детей – двух сыновей и маленькую дочь – и двоих приемных, Кири, дочку погибшей героини Сигурни Уивер (играет ее также Сигурни Уивер), и мальчишку по прозвищу Паук. Он в отличие от остальных, которых от на’ви отличают разве что пять пальцев на руках вместо четырех, полноценный человеческий детеныш, сын еще одного павшего «героя» первой части. Точнее, не совсем павшего – полковник Куорич (Стивен Лэнг), так же как и Салли, переселился сознанием в тело аватара и возглавляет злодейский отряд солдат, маскирующихся под пандорцев с целью завоевания планеты, ресурсы которой все еще не дают покоя алчным людям с Земли. Первоочередная цель злодеев – устранить Джейка Салли, так что он, дабы защитить свою семью и свой вновь обретенный народ, принимает непростое решение покинуть леса и укрыться в морях, среди одного из водных племен на’ви. У которого, к несчастью, тоже есть сокровища, весьма привлекательные для захватчиков.
Слабое место второго «Аватара» (еще более слабое, чем в случае с первым) – его сюжет, который, безжалостно по отношению к зрителю, и без того вынужденному сидеть в зале три с лишним часа, распадается на куски и расползается по швам. Возможно, дело именно в том, что работа над фильмом так затянулась: точно неизвестно, снимались ли продолжения (а частей анонсировано еще несколько) сразу после первой части, по отдельности или вместе, с перерывами или непрерывно. Ощущение, что новые «Аватары» Кэмерон собирает из многочисленного отснятого материала. Речь, конечно, не о графике, о которой стоит говорить отдельно и работа над которой – как над важнейшей составляющей проекта – занимает львиную долю всего процесса, а об истории.
Стоит только ухватиться за актуально звучащий сюжет о вынужденной и болезненной релокации героев и начать сопереживать семье Салли, как на первый план выходят доселе неизвестные браконьеры со своей линией – сочувствовать отныне полагается уже тулкунам, магическим пандорским китам, производящим, на свою беду, в недрах своих тел эликсир вечной жизни. Отвлечешься на неловкую подростковую драму с участием детей Салли и их ровесников из морского племени и не успеешь заметить, как смотришь семейную трагедию полковника Куорича и Паука – сын мечтает быть на’ви, отец же всеми силами пытается сохранить свою человеческую бездушность и жестокость, чтоб, не дай бог, не «посинеть» душой от сентиментальности. Глаза разбегаются и без 3D-очков. В итоге же сколько-нибудь цельного повествования не выходит, только нагромождение простых истин и душераздирающих сценок: тут и мистические прозрения, и приступы самопожертвования, и слезные прощания с погибшими, и экшен-суета на тонущем судне в духе «Титаника».
За нарисованными телами и лицами скрываются небезызвестные актеры – где-то там есть даже Кейт Уинслет, – которых невозможно опознать, но можно пожалеть. Столько часов на фоне зеленых экранов и драматических усилий в костюмах с датчиками, захватывающими мимику и жесты, чтобы превратиться в утративших черты своих исполнителей персонажей дорогущей анимации. То, что в 2009 году и выглядело, и было переворотом в кинематографе, сегодня уже не вызывает должного удивления и восхищения. Наверняка и «Путь воды» создан с использованием новейших технологий, но, учитывая обилие этих самых технологий и контента в целом, невооруженным глазом заметить их вряд ли получится. Что, впрочем, нисколько не мешает насладиться картинкой. Прежде всего – подводными «съемками». Не зря Джеймс Кэмерон самостоятельно совершил немало погружений – выглядит все и фантастично, и в то же время максимально правдоподобно. Несмотря на то что воды Пандоры населяют неведомые рыбы и водоплавающие звери, получается этот мир, переливающийся всеми оттенками синего и бликующий то в свете солнца, то в переливах ночных флуоресцентных кораллов и моллюсков, осязаемым и понятным. И если бы все три часа герои просто ныряли, вышло бы не хуже. Ну а российским зрителям и вовсе грех жаловаться – когда еще увидим подобное.