Хуан и Мигель – трогательный и уморительный дуэт. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Битва шефов» Хоакина Масона – семейное кино родом из одного из самых необычных регионов Испании, Страны Басков. Которая славится не только собственным языком и футбольным клубом «Атлетик», но и кухней – национальной гордостью басков. Вот и в фильме фоном для трагикомической истории отцов и детей становится кулинария, а главным местом действия – ресторан в центре Бильбао.
«В тот день я убил своего отца», – так начинает рассказ о случившемся в 1990 году Микель (Энрик Окер). Сегодня он шеф-повар с двумя звездами Мишлен, а тогда был мальчишкой, снующим вместе с братом Андером по кухне ресторана под руководством их отца Хуана (Карра Элехальде). Место это пользовалось невероятной популярностью в городе, а слухи о фирменном блюде, фантастическом супе из морских ежей, распространились и за пределы Бильбао, так что однажды, в тот самый злополучный вечер, на ужин пожаловал сам король Испании. И все было бы хорошо, если бы не шалость сыновей Хуана, после которой шеф, не вынеся позора, спрыгнул с моста в реку. И исчез – на 30 с лишним лет. Семья, сыновья и жена, давно смирились с его смертью (хотя тело так и не было найдено): мальчики выросли и занялись ресторанным бизнесом, возродив заведение, в котором выросли, на прежнем месте, их мама вновь вышла замуж. Никто и не ждал, что в один прекрасный день, аккурат накануне визита инспектора Мишлен и потенциального присвоения кухне Микеля третьей звезды, на улицах Бильбао объявится заросший старик в потрепанной одежде, уверенный, что на дворе 1990 год, а он – шеф-повар лучшего ресторана в округе.
Непритязательный на первый взгляд сюжет «Битвы шефов» и в целом легкая атмосфера, царящая в кадре, в какой-то степени обманчивы. История о пропавшем и пропащем папаше – как говорится, и смех, и грех, и чем дальше, тем больше трагическое превалирует над комическим. Тут и сказ о ментальном расстройстве, а точнее, вполне реальный диагноз, и всевозможные психологические проблемы взрослых людей, берущие свое начало в детстве, и попросту печальная картина: отец, забывший сына. Градус серьезности, впрочем, авторы понижают, стоит ему чуть выйти за рамки, дозволенные жанром, так что даже психиатрическая лечебница в какой-то момент станет местом для разнузданной психотропной вечеринки. Что уж говорить про кухню ресторана, работникам которой предстоит столкнуться с вершинами сумасбродства и гениальности.
Хуан и Микель, которым все встречные рефреном повторяют, что они похожи как две капли воды, превращаются в трогательный и уморительный дуэт, с одинаковым задором разносящий улицы Бильбао и готовящий изысканные блюда в четыре руки в порыве кулинарного экстаза. Попутно все, даже второстепенные персонажи вроде инспектора Мишлен – у него с рестораном свои счеты, – находят утешение и успокоение, будто бы их жизнь с исчезновением Хуана частично встала на паузу, а теперь запускается вновь в полную силу. Картина, конечно, идиллическая, с хеппи-эндом, однако авторы даже в финале оставляют немного горького послевкусия: папаше еще лечиться и лечиться. Его амнезия, весьма понятно визуализированная на протяжении всего фильма, входит в ремиссию, но триггеры – в данном случае это жабы, обычные болотные жабы, – думается, будут поквакивать и в будущем.
Да и пусть, главное, что одиноким он точно не останется. Судя по всему, бурная, но все же горькая жизнь после исчезновения, которая иногда врывается в потрепанную память Хуана чередой ярких флешбэков, сменяется никак не тихой, но уж точно спокойной жизнью на родине. С работой, но в кругу самых близких – вовсе не обязательно успокаиваться и уходить на пенсию, пересчитывая болячки, но найти своих в любом случае нужно. В конце концов кому-то же нужно передать рецепт супа из морских ежей.