Тут все совершают маленькие подвиги во имя общей цели. Кадр из фильма
Впервые показанный вне конкурса на Каннском фестивале в 2021 году корейский фильм-катастрофа «Чрезвычайная ситуация» режиссера и сценариста Хана Джэ-рима выходит в российский прокат. Кроме захватывающего сюжета и внушительного – по крайней мере для корейского кино – бюджета, заметного по количеству и качеству спецэффектов, картину отличает еще и весьма «звездный», даже в международном масштабе, актерский состав. Роли играют главный герой «Паразитов» Сон Кан-хо, много снимающийся в Голливуде и появляющийся в «Игре в кальмара» Ли Бён-хон и обладательница приза Канн за фильм «Тайное сияние» актриса Чон До-ён.
Придя на работу в обычный будний день, следователь Ин-хо (Сон Кан-хо) узнает, что какой-то неизвестный выложил в сеть видео, в котором обещает устроить теракт на борту самолета. Коллеги-полицейские считают это шуткой, однако Ин-хо решает все же проверить – его жена уже в аэропорту, готовится полететь в отпуск. Довольно быстро становится понятно, что запись не была розыгрышем, а ее автор в своей квартире проводил жутковатые биоэксперименты. Теперь же он (Им Щи-ван), перед самым вылетом спрятавший в разрезе под мышкой какой-то предмет, – на борту огромного лайнера, уже поднявшегося в небо и направляющегося на Гавайи с супругой Ин-хо и еще сотней пассажиров. Среди них – женщины, мужчины, подростки, отец (Ли Бён-хон) с маленькой дочкой. Именно ему придется сыграть не последнюю роль в спасении жизней – в воздухе, тогда как на земле бороться за них будут Ин-хо и министр транспорта (Чон До-ён).
Действие разворачивается одновременно в двух плоскостях – и в обеих с одинаковой интенсивностью, напряжением и обязательной интригой. Одни герои оказываются в замкнутом пространстве, из которого физически невозможно выбраться, оно заражено смертельным вирусом, другие – в безопасной среде, но в не менее безысходной ситуации, когда, даже имея средства для помощи, нет возможности ее оказать. Понятно, что основные действующие лица проявляют чудеса героизма и совершают маленькие подвиги во имя общей цели – жанр и сюжет изначально предполагают эту парадигму поведения. Как и наличие второстепенных драматических линий – очень личных, из прошлого, но оказывающих влияние на настоящее.
Страх полетов, который испытывает отец маленькой девочки, поначалу кажется обычной фобией, а на деле имеет куда более глубокую причину – не иррациональное чувство, а вполне реальная травма, вина, которую герою предстоит искупить экстремальным способом. Впрочем, испугаться небывалой турбулентности тоже придется, причем по обе стороны экрана: самолет будет весьма натуралистично и падать, и вращаться, и уходить в крутое пике – и кто не успел пристегнуть ремни, подлетит к потолку.
Хеппи-энд – вроде бы еще один обязательный элемент в подобного рода фильме, но здесь он остается под вопросом до самого финала. Авторы делают ставку не только на экшен, но и поднимают важные морально-этические вопросы. Можно ли пожертвовать сотней жизней, чтобы спасти миллионы? А одной, чтобы спасти сотню? В «Чрезвычайной ситуации» проблемы эти будто бы укрупняются – становятся не локальными, а в прямом смысле международными, так как захваченному и зараженному вирусом самолету приходится в прямом смысле метаться от аэропорта к аэропорту. И там, где заканчивается гуманизм, замещенный рациональной, холодной заботой о безопасности, рождается совершенно иная человечность – жертвенная.
Режиссер и сценарист Хан Джэ-рим, конечно, не случайно обращается к теме биологического оружия и терроризма – особенно острой в связи с ковид-пандемией, затронувшей всех и каждого, физически разделившей, но одновременно объединившей мир перед лицом общей опасности. Ее сегодняшний зритель, несмотря на то что теракты подобного рода – нечто редкое, а уж в авиации и вовсе не случавшееся, может понять и ощутить как личное переживание. К тому же создавая заведомо сверхэкстремальные, в чем-то фантастические предлагаемые обстоятельства, автор реконструирует их в реалиях нынешнего времени. Так, события в фильме развиваются с катастрофической скоростью, в том числе из-за технологий и повсеместного мгновенного доступа к информации. Даже на высоте в несколько тысяч метров сегодня ты не остаешься без соцсетей и прямых эфиров. К счастью, по этой же причине не остаешься и без связи с родными, которая в последний момент всегда будет важнее любых новостей.