Сергей Уманов и Анна Рыцарева сыграли главные роли в предельно реалистичном фильме. Кадр из фильма
Показанный в программе фестиваля «Окно в Европу» фильм «Плотник», новая работа режиссера и сценаристки Авдотьи Смирновой, выходит в российский прокат. Главные роли в драме сыграли Сергей Уманов, Анна Рыцарева и Алексей Филимонов, а сюжет – и актуальный, и, что называется, вечный, отсылающий ко многим библейским историям, в том числе даже к биографии Христа.
Семья Осиповых – папа (Уманов), мама Маша (Рыцарева) и сын лет 10, которого родители нежно зовут Заяц, – живут в Ульяновске, в частном доме, на участке в 20 соток. Все тут построено руками супруга, плотника. Жена, не забывая о себе, тихонько хлопочет по дому. Свекровь (Маргарита Бычкова) считает, конечно, что невестка ничего не делает, сидит на шее, а теперь вон, на годовщину, еще и посудомойку получила в подарок, бездельница. Но Осипов супругу боготворит, она у него «для красоты», не для работы. Маша отвечает взаимностью, их любовь – нежная, тихая, взаимная, искренняя. Незатейливая, как весь их быт. Сильная, как и чувства к единственному сыну. Для Осипова он, можно сказать, поздний ребенок, муж заметно старше жены. Для нее – свет в оконце. Однажды у Зайца, неосторожно упавшего с лестницы, поднимается температура, а на голове обнаруживается странная шишка. Еще одна через несколько дней вырастает на шее. «Хоть бы не рак», – причитает Маша. И, помолившись памятнику Ленина, вместе с мужем везет мальчика в московский онкоцентр. Где оказывается, что это и правда не рак. Но шишки продолжают появляться, а оказавшийся в той же больнице молодой доктор-ревматолог Иван Кириллович, посмотрев анализы ребенка, советует сдать генетические тесты. Окажется, что онкология – не самая страшная болезнь.
Выбирая подобную тему, трудно не дойти до откровенной спекуляции чувствами зрителей, до пошловатого «вышибания слезы». Таких примеров в кино достаточно, ведь что может быть более душераздирающим, чем история неизлечимо больного ребенка. Авдотья Смирнова же не манипулирует, хоть и получается у нее фильм во всех смыслах трудный. И прежде всего потому, что предельно реалистичный. Вот же он, пресловутый русский мир, где человеческие жизни наталкиваются на стену непробиваемого людского невежества, цинизма и алчности – одна бабушка боится заразиться от внука, вторая предлагает сыну попросту найти себе новую жену и родить нового, здорового, ребенка, а соседи, они же якобы друзья, наживаются на горе. Ни сострадания, ни понимания, ни ценности человеческой жизни. В фильме это все преподносится без какого-либо пафоса и символизма – прямо как есть, простым языком и наглядно, на примерах, которые нет-нет, да и узнает каждый здесь живущий.
Отсюда же – хоть и подслеповатая, но не на пустом же месте возникшая вера в зарубежных врачей и готовность отдать им, волшебникам, последнее. И априори – недоверие к своим. Смирнова не идеализирует российскую медицину, показывая некоторые неприглядные стороны вроде бытового, проходного хамства, но тут же находит оправдание, не притянутое за уши, а человеческое. Они ведь тоже выживают в порой невыносимых условиях, и честности, самоотверженности, служения при этом в избытке. Не все измеряется деньгами – есть и любовь, и помощь, и человечность без доли корысти. Парадокс, такой же, как очень точно пойманное здесь, пронизывающее общество политическое язычество, выраженное в коротких фантасмагоричных сценах молитв Маши памятникам Ленину, и вместе с тем – абсолютно библейский сюжет всей истории про семью плотника.
И про крест, который этим людям пришлось нести, ведь больного ребенка в кадре почти нет, вся боль и трагедия сконцентрирована в родителях, мучительно проходящих все стадии принятия неизбежного, от отрицания до смирения. Мальчик в итоге оказывается, конечно, мудрее, в финале он учит взрослых какой-то высшей осознанности. Тому, что уходит если и случайно, то точно не напрасно, а во имя спасения, возможно, всех остальных, столкнувшихся с подобным недугом. Воскрешения, конечно, не будет, но и, кто знает, может, и смерть победить все же однажды удастся – не только лекарствами, но и очень большой любовью.