Съемки проходили в Карачаево-Черкесии. Кадр из фильма
Получивший главную награду в игровой секции, а также специальные призы жюри за актерский ансамбль и операторскую работу (Александр Худоконь) на смотре российского кино в Выборге «Экспресс» – полнометражный дебют режиссера Руслана Братова, автора «Лалай-Балалай», лучшей короткометражки «Кинотавра»-2017. Сценарий совместно с Братовым написал актер и исполнитель одной из ролей в фильме Михаил Хуранов. Еще одним соавтором можно по праву назвать покойного артиста Евгения Сытого – ему посвящена картина, и пронзительную песню его авторства исполняет в кадре один из персонажей.
Ночь, улица, неработающий фонарь – Олег (Павел Ворожцов) вглядывается в открытый канализационный люк. В следующую минуту туда без раздумий запрыгивает еще один прохожий, паренек по прозвищу Сос (от фамилии Сосланов – его играет дебютант Лев Зулькарнаев). Подсвечивая себе сигаретой, достает из темноты ежа и просит Олега об одолжении – точнее, подбивает на безобидную аферу в букмекерской конторе. Мужчине нужно оформить на себя карту клиента, чтобы завсегдатай ставок на спорт Сос, уже исчерпавший все собственные кредиты, смог сделать так называемый экспресс – угадать исход восьми матчей и выиграть целый миллион. Ожидание результатов растягивается на выходные, с пятницы по воскресенье, как сообщают то и дело всплывающие на экране титры. В течение трех дней Сос шатается по городу, решая мелкие проблемы: например, ему нужно восстановиться в учебном заведении, чтобы не выселили из общаги, и попытаться остановить возлюбленную, собравшуюся в Москву. И дожить до кажущегося все более реальным выигрыша – об «экспрессе» постепенно узнают все вокруг и активно начинают делить эту шкуру еще не убитого медведя.
И стилистически, и тематически «Экспресс» – вполне логичное продолжение короткометражки «Лалай-Балалай». Еще один трагикомический анекдот, конечно, более развернутый, подробный и детальный. Нет ничего случайного, все «чеховские ружья» обязательно выстреливают. Если люк открыт, то это кому-нибудь нужно, и даже бесплатный стаканчик кофе из букмекерской конторы сыграет свою роль. Колоритный провинциальный город – снимали фильм в Карачаево-Черкесии – как ни странно, не выглядит на экране депрессивным, несмотря на очевидную обветшалость и полуразрушенность. На месте балконов в многоэтажках зияют провалы, осыпаются лестничные пролеты, высох бассейн в спортзале, и только тускло мерцает неоном в непроглядной ночи букмекерская контора – место притяжения, куда, как мотыльки на свет, стягиваются все действующие лица.
Они и вдыхают жизнь в эти декорации, говорят по-особенному образно и вычурно, иногда кричат, иногда переходят на шепот. Кино в целом очень звучное: за кадром беспрестанно, назойливо и в минуты напряжения даже раздражающе, бренчит гитара – ее носит с собой Олег, человек, у которого ни кола, ни двора, только пес и еж. Который мечтает только о стаканчике бесплатного кофе и вообще непонятно, как тут очутился – и вдруг поет песню про Нину (Ольга Смирнова), ту самую возлюбленную Соса. Он будто посланник судьбы из другого мира, появившийся, чтобы все закрутилось, чтобы поехал «экспресс» – но мимо него, по касательной.
Впрочем, и Сос одновременно и органично существует в этих предлагаемых обстоятельствах и в то же время неожиданно, на фоне всех остальных – от пацанов с броскими кличками Гомер, Колхоз и Серый до безымянных декана (Халил Мусаев) и физрука (Хуранов) – выделяется невесть откуда взявшейся бездумной добросердечностью, кое-где наивностью, неиссякающим оптимизмом. Из этих незначительных, тонких и потому правдоподобных противоречий рождается интрига, ведущая к открытому финалу – но фильм при этом так филигранно закольцован, что не повисает в воздухе ни одного вопроса о том, что же будет дальше и кому в итоге повезет. Жизнь оказывается несущимся к мифическому выигрышу экспрессом, чередой неслучайных случайностей, и она продолжается.