Актуальную тему домашнего насилия режиссеру Мабруку Эль Мекри удалось решить в необычном жанре. Кадр из фильма
«Развод в стиле кунг-фу» – неожиданно актуальный фильм французского режиссера и сценариста Мабрука Эль Мекри, в котором главной темой становятся нездоровые отношения между мужем и женой, но история решена не в привычном жанре семейной психологической драмы, а в виде боевика в духе фильмов с Джеки Чаном и Брюсом Ли. В главных ролях – давние партнеры по съемочным площадкам, снимавшиеся вместе в нескольких фильмах актеры Сабрина Уазани и Рамзи Бедиа.
Зора (Уазани) до встречи с Омаром (Бедиа) жила в захолустной деревушке, подрабатывала в магазине и смотрела некогда любимые ее отцом азиатские боевики, заучивая наизусть реплики. Мужчина, случайно заглянувший в лавку купить сигарет, покорил девушку обаятельной улыбкой и шутками – и вот она уже в Париже, замужем, работает на кассе в большом супермаркете, дружит с дерзкой водительницей автобуса Бинтой (Эй Айдара), всегда готовой подбросить подругу на работу и домой. В общем – счастлива. До тех пор пока Омар, к этому времени лишившийся работы на стройке и погрузившийся с головой в бутылку пива и в жизнь диванного футбольного болельщика, не поднимает на нее руку. После одной, вроде как случайной пощечины тумаки становятся регулярными, Зора облачается в темные очки и врет Бинте, что у нее то конъюнктивит, то отслоение сетчатки.
А потом это и вовсе становится неважным – на свет появляется дочка Зина. Отца она обожает, так что мать решает терпеть, чтобы не лишиться опеки и не травмировать ребенка. Но идея уйти зреет в ее голове – надо лишь сделать все правильно. Например, научиться драться в ответ. На помощь приходят интернет, пустой спортивный зал и, совсем уже неожиданно, дедуля-китаец (Шуэ Тиэнь), подрабатывающий в нем охранником. Он ни слова не говорит по-французски, но зато, кажется, владеет восточными единоборствами.
Прежде всего «Развод» поднимает весьма важную и, к несчастью, все еще актуальную тему домашнего насилия – но это, пожалуй, не самое главное. В фильме можно найти ответ на тот самый, вечно принижающий жертву и обесценивающий ее существование, проклятый вопрос: «А что же она терпела и не ушла?» Для наглядности – ребенок, девочка Зина, которую никак не вычеркнешь из уравнения. Которая уже достаточно взрослая, чтобы чувствовать напряжение между родителями, но еще достаточно маленькая, чтобы легко стать жертвой манипуляций со стороны одного из них, чтобы переживать возможное расставание, не понимая истинных его причин. Кроме того, через разговоры героев можно выяснить и некоторые законодательные аспекты (конечно, относящиеся в данном случае к Франции, но в какой стране нет своих ловушек?): уйдешь – обвинят в неисполнении родительских обязанностей, заберешь с собой ребенка – могут обвинить в похищении и т.д.
Учитывая все это, Зоре приходится быть изобретательной. Конечно, стоит оговориться, что отвечать насилием на насилие – не лучший путь. Но что остается, когда нет выхода и ждать помощи не от кого? Кажется, особенно актуальная идея для России, где, как известно, закона о домашнем насилии не существует, а органы правопорядка действуют по принципу «убьют – тогда и обращайтесь». Убивать героиня, к слову, никого не собирается, лишь дать отпор и поговорить с обидчиком, который упорно игнорирует любые попытки диалога, на его языке.
В этот момент начинается самая зрелищная часть фильма, который и по сюжету, и визуально превращается в отменный кунг-фу-боевик. Процесс тренировок получается не менее зрелищным, чем неизбежный финальный бой. Который, как ни странно, при всей своей нецивилизованной беспощадности приводит к цивилизованному завершению истории. Разобравшись не по-людски, бывшие супруги наконец могут общаться как люди. Печально, что схема, показанная в картине Эль Мекри, несмотря на некоторую фантазийность, выглядит вполне рабочей и реалистичной – таков мир, где женщине (да и кому угодно) приходится завоевывать уважение и заставлять слушать себя с помощью кулаков.