Фильм в фильме: двое актеров (Финнегэн Олдфилд и Матильда Анна Ингрид Лутс) изображают на камеру сцену, в которой парень-зомби пытается укусить свою девушку. Кадр из фильма
В российский прокат выходит фильм открытия Каннского фестиваля этого года – «Убойный монтаж» Мишеля Хазанавичуса. Картина – ремейк японского комедийного хоррора «Зомби одним планом!» – еще до своей премьеры стала предметом одного из каннских скандалов, так как сперва называлась «Z (значит Z)». Из-за коннотации, которую эта буква приобрела в связи с событиями в Украине, режиссер был вынужден в последний момент сменить заглавие на нейтральное.
Тем не менее лучшего фильма открытия и представить трудно – несмотря на кажущуюся легковесность, «Убойный монтаж» раскрывает саму суть процесса создания кино и съемочного процесса. В главных ролях – Ромен Дюрис и Беренис Бежо.
Двое актеров (Финнегэн Олдфилд и Матильда Анна Ингрид Лутс) изображают на камеру сцену, в которой парень-зомби пытается укусить свою девушку. Она просит пощады. Судя по всему, не очень убедительно, так как режиссер (Дюрис) командует остановить съемку и отчитывает актрису. Оператор продолжает снимать, не выключая камеру даже на время этого вынужденного перерыва. Актеры садятся поправить грим, беседуют с гримершей (Бежо), которая рассказывает страшные вещи про локацию – что-то про древнее проклятие и живых мертвецов. Остальные члены съемочной группы разбредаются кто куда, с улицы доносятся странные пугающие звуки, а через пару минут начинается самый настоящий зомби-апокалипсис. Снятый одним дублем. А когда он закончится и по экрану побегут титры, то действие перенесется на несколько недель назад, в момент, когда режиссер соглашается на предложение богатой японки снять фильм про зомби в прямом эфире и без монтажа. Перед просмотром лучше не знать даже этого – чтобы сработал, что называется, эффект неожиданности, на котором во многом и построен фильм.
Он начинается вроде бы с конца, а в итоге зацикливается, полностью меняя представление зрителя о происходящем на экране. Выходит очень кинематографичная как по форме, так и по содержанию история, буквально препарирующая – весьма уместное для темы зомби слово – кинематограф.
Который, оказывается, не только картинка, но и гигантский труд за кадром, где людей, действий, трагедий и даже катастроф куда больше, чем в кадре.
«Убойный монтаж» – еще и уморительная комедия положений, не в меру абсурдная и даже идиотская, оттого предельно жизненная и правдоподобная. Один из актеров, к примеру, пьян, что сперва сулит полным провалом всей операции, но в итоге оборачивается чуть ли не спецэффектом. Литры искусственной крови и искусственные конечности, летающие по площадке, – за спиной оператора творится хаос, перед объективом рождается ужастик про зомби в лучших традициях жанра, для которого чем более нелепо, тем лучше. Сценарий переписывается практически на коленке, и тут-то становится понятно, где кроется истинное мастерство.
Конечно, помимо основного сюжета в фильме есть и тонкая личная линия, связанная с семьей режиссера: жена и дочка оказываются невольно вовлечены в съемки, убеждаясь не только в собственных талантах, но и в том, что их муж и отец чего-то стоит – кто бы что ни говорил.
Отсутствие какой-либо претензии на звание шедевра и попадание в вечность делают «Убойный монтаж» максимально зрительским фильмом, несмотря на, казалось бы, узкую тему – конечно, люди «в профессии» являются целевой аудиторией, но обычные посетители кинотеатров в этом случае могут оказаться куда более благодарной публикой. К тому же фильм о фильме как история про мастерство кинематографистов, зачастую незаметное и выраженное в умении справляться с бесконечными форс-мажорами, сам по себе – демонстрация этого же мастерства, которого требует порой даже самый дурацкий на первый взгляд зомби-ужастик.