0
9839
Газета Кино Печатная версия

18.07.2022 18:52:00

Звонки с того света спасают жизнь в ужастике по рассказу сына Стивена Кинга

Итан Хоук играет маньяка в фильме "Черный телефон"

Тэги: кинопреьмреа, хоррор, черный телефон, кинокритика


кинопреьмреа, хоррор, черный телефон, кинокритика «Черный телефон» – не бессмысленный хоррор, а кино о семье и семейных узах, братско-сестринской связи, подростках. Кадр из фильма

В американский прокат (российские зрители при желании могут отыскать фильм в Сети) этим летом наконец вышел «Черный телефон» – снятый Скоттом Дерриксоном хоррор, релиз которого откладывался из-за пандемии. Для своей новой работы автор «Шести демонов Эмили Роуз», «Синистера» и «Доктора Стрэнджа» выбрал рассказ Джо Хилла, писателя, сценариста и сына Стивена Кинга. Роли юный героев – главных действующих лиц истории – сыграли Мэйсон Темз и Мадлен Макгроу, а злодея – Итан Хоук в жуткой маске.

Действие разворачивается в американской глубинке в конце 70-х. В маленьком одноэтажном городе пропадают дети, исчезают с улиц средь бела дня, по дороге из школы. Таинственный маньяк оставляет на местах похищения связку черных воздушных шариков – и больше ничего. Подросток Финни (Темз) и его младшая сестра Гвен (Макгроу) живут с отцом (Джереми Дэвис), который выпивает и периодически поколачивает своих детей. В том числе, например, за то, что девочка видит странные и, кажется, вещие сны – папаша явно боится, что она пойдет по стопам матери, которая, судя по разговорам, тоже обладала каким-то даром и которой, очевидно, уже нет в живых. О том, что Гвен в курсе каких-то подробностей о похищениях подростков, узнают в полиции и пытаются допросить ее, а она оправдывается – дескать, ничего не знаю, но вижу во сне. Тем временем маньяк, разъезжающий, как узнает зритель, на черном фургоне, похищает приятеля Финна. А потом настает черед и самого главного героя. Он приходит в себя в подвале, видит перед собой человека в страшной маске с рогами и улыбкой-оскалом (Хоук), а когда тот, заперев дверь, уходит наверх, слышит звонок. На стене возле грязного матраса и впрямь висит телефон, черный и с обрезанным проводом. Однако звонки продолжают раздаваться, и в какой-то момент на другом конце провода Финни слышит голос одного из пропавших раньше мальчиков.

«Черный телефон» – кино атмосферное, на этом, по сути, и держится. И автор рассказа, и авторы экранизации – от режиссера до оператора и актеров – создают и очень правдоподобную картинку времени и места действия, и правильный тревожный фон. Так, вначале несколько сцен обрывается, стоит в кадре замаячить – пусть где-то вдалеке, размыто – черному минивэну. Не нужно лишних пояснений и эпизодов, опасность сразу же обретает понятные и универсально пугающие очертания. В этой же парадигме существует и персонаж Итана Хоука, прячущий лицо за маской, – Финни он похищает без нее, но как будто бы уворачивается в этот момент от камеры, которая, помогая ему, вновь размазывает изображение. Демонстрация собственного лица пугает Граббера – так прозвали убийцу в городе, и эта вроде бы незначительная деталь на самом деле является существенной для создания психологического портрета персонажа. Делает его более правдоподобным.

В фильме есть и мистическая составляющая, которая, однако, не выглядит надуманной и лишней, превращает историю в более кинематографичную, но не менее реалистичную. Это попытка визуализировать причуды человеческого сознания, проанализировать его работу в критический момент – в каком-то смысле даже символ взросления главного героя Финни. «Черный телефон» не бессмысленный хоррор ради хоррора, а куда более тонкое кино, о семье и семейных узах, братско-сестринской связи, подростках в целом и о том, через что проходит каждый человек в момент своего становления. Даже самые мрачные эпизоды, как связанные с маньяком, так и происходящие в неблагополучном доме Финни и Гвен, не превращаются в «чернуху» – они пронизаны какой-то болезненной сентиментальностью и лиричностью.

Фильм в итоге смотрится очень цельным произведением, которое не пытается открыть новые грани жанра, но при этом очень грамотно работает с существующими – создатели знают, на чем сделать акцент, не перегружают историю и картинку, соблюдают общую стилистику. Безусловно, литературная основа в этом только помогает, и Джо Хилл в данном произведении как никогда близок к отцовскому стилю и с точки зрения темы, и в том, что касается уже упомянутой атмосферы. До масштаба Кинга еще далеко, но направление верное. 


Читайте также


Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Наталия Григорьева

Сценаристы "Тихого места" сняли религиозный хоррор

0
9435

Другие новости