«Черный телефон» – не бессмысленный хоррор, а кино о семье и семейных узах, братско-сестринской связи, подростках. Кадр из фильма
В американский прокат (российские зрители при желании могут отыскать фильм в Сети) этим летом наконец вышел «Черный телефон» – снятый Скоттом Дерриксоном хоррор, релиз которого откладывался из-за пандемии. Для своей новой работы автор «Шести демонов Эмили Роуз», «Синистера» и «Доктора Стрэнджа» выбрал рассказ Джо Хилла, писателя, сценариста и сына Стивена Кинга. Роли юный героев – главных действующих лиц истории – сыграли Мэйсон Темз и Мадлен Макгроу, а злодея – Итан Хоук в жуткой маске.
Действие разворачивается в американской глубинке в конце 70-х. В маленьком одноэтажном городе пропадают дети, исчезают с улиц средь бела дня, по дороге из школы. Таинственный маньяк оставляет на местах похищения связку черных воздушных шариков – и больше ничего. Подросток Финни (Темз) и его младшая сестра Гвен (Макгроу) живут с отцом (Джереми Дэвис), который выпивает и периодически поколачивает своих детей. В том числе, например, за то, что девочка видит странные и, кажется, вещие сны – папаша явно боится, что она пойдет по стопам матери, которая, судя по разговорам, тоже обладала каким-то даром и которой, очевидно, уже нет в живых. О том, что Гвен в курсе каких-то подробностей о похищениях подростков, узнают в полиции и пытаются допросить ее, а она оправдывается – дескать, ничего не знаю, но вижу во сне. Тем временем маньяк, разъезжающий, как узнает зритель, на черном фургоне, похищает приятеля Финна. А потом настает черед и самого главного героя. Он приходит в себя в подвале, видит перед собой человека в страшной маске с рогами и улыбкой-оскалом (Хоук), а когда тот, заперев дверь, уходит наверх, слышит звонок. На стене возле грязного матраса и впрямь висит телефон, черный и с обрезанным проводом. Однако звонки продолжают раздаваться, и в какой-то момент на другом конце провода Финни слышит голос одного из пропавших раньше мальчиков.
«Черный телефон» – кино атмосферное, на этом, по сути, и держится. И автор рассказа, и авторы экранизации – от режиссера до оператора и актеров – создают и очень правдоподобную картинку времени и места действия, и правильный тревожный фон. Так, вначале несколько сцен обрывается, стоит в кадре замаячить – пусть где-то вдалеке, размыто – черному минивэну. Не нужно лишних пояснений и эпизодов, опасность сразу же обретает понятные и универсально пугающие очертания. В этой же парадигме существует и персонаж Итана Хоука, прячущий лицо за маской, – Финни он похищает без нее, но как будто бы уворачивается в этот момент от камеры, которая, помогая ему, вновь размазывает изображение. Демонстрация собственного лица пугает Граббера – так прозвали убийцу в городе, и эта вроде бы незначительная деталь на самом деле является существенной для создания психологического портрета персонажа. Делает его более правдоподобным.
В фильме есть и мистическая составляющая, которая, однако, не выглядит надуманной и лишней, превращает историю в более кинематографичную, но не менее реалистичную. Это попытка визуализировать причуды человеческого сознания, проанализировать его работу в критический момент – в каком-то смысле даже символ взросления главного героя Финни. «Черный телефон» не бессмысленный хоррор ради хоррора, а куда более тонкое кино, о семье и семейных узах, братско-сестринской связи, подростках в целом и о том, через что проходит каждый человек в момент своего становления. Даже самые мрачные эпизоды, как связанные с маньяком, так и происходящие в неблагополучном доме Финни и Гвен, не превращаются в «чернуху» – они пронизаны какой-то болезненной сентиментальностью и лиричностью.
Фильм в итоге смотрится очень цельным произведением, которое не пытается открыть новые грани жанра, но при этом очень грамотно работает с существующими – создатели знают, на чем сделать акцент, не перегружают историю и картинку, соблюдают общую стилистику. Безусловно, литературная основа в этом только помогает, и Джо Хилл в данном произведении как никогда близок к отцовскому стилю и с точки зрения темы, и в том, что касается уже упомянутой атмосферы. До масштаба Кинга еще далеко, но направление верное.