0
10116
Газета Кино Печатная версия

14.07.2022 18:22:00

Соблюсти баланс между "посланием" и популярностью

В России растет запрос на создание социально значимого кино

Тэги: исследование, социальные эффекты, кино, социальное кино, российская креативная неделя


исследование, социальные эффекты, кино, социальное кино, российская креативная неделя Яркий пример социально значимого кино – прогремевшие «Чики» с современным «темным царством» и проблемой насилия над женщиной. Кадр из сериала

Национальная Медиа Группа (НМГ) представила исследование «Социальные эффекты кино» на Российской креативной неделе (Russian Creative Week 2022), которая прошла в московском парке Горького.

Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы исследовал отношение зрительской аудитории к современному российскому кинематографу, а также социальные возможности последнего. Оказывается, сейчас 60% россиян считают, что кино должно воспитывать человека и влиять на его ценности; 82% зрителей позитивно оценивают качество производимого в стране кинопродукта.

Конечно, сразу напрашивается вопрос – а насколько репрезентативно это исследование?

Просмотр фильмов и сериалов остается любимым видом проведения досуга у россиян: две трети населения страны от 45 до 54 лет предпочитают его чтению, музыке и компьютерным играм. Среди молодежи приверженцев кинематографа почти вдвое меньше – 34%, а 23% молодых выбирают компьютерные игры.

В условиях импортозамещения оптимистичнее всего настроены люди от 35 до 44 лет. Почти 70% из них считают, что российские картины смогут привлечь зрителя в кинотеатры.

Такой рост доверия обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, благодаря киноплатформам появились новые сюжеты с иной проблематикой и изрядной долей смелости, более близкие к интересам и опыту наших сограждан, с новыми экранными героями, с другой – проекты стали более современными и технологичными.

Улучшения в оценках качества кино эксперты связывают с приходом нового поколения продюсеров и авторов, а также конкуренцией между онлайн-кинотеатрами. При оценке общего качества российского кинематографа улучшения ярче видят те, кто комбинирует телесмотрение с просмотром контента на онлайн-платформах, создающих более нишевый продукт.

Ключевыми вопросами исследования стали следующие:

– Есть ли у общества запрос на социальную роль кино?

– Каково влияние современного российского кино и сериалов на зрителей?

– За счет чего кино достигает социального эффекта?

Проводилось исследование в мае-июне 2022 года, в опросе приняли участие 1400 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 000 человек.

Также была проведена сессия с участием 55 экспертов, профессионально связанных с кинопроизводством, и две фокус-группы со зрителями топ-5 социально значимых фильмов, отобранных в соответствии с критериями измерения импакт-контента (наряду с привычным мерилом – кассовыми сборами и фестивальными наградами – в последние годы в мире критерием успешности кинопродукции стало ее социальное воздействие (social impact content).

В лидерах рейтинга оказались такие фильмы и сериалы, как «Блокадный дневник», «Батя», «Трудные подростки», «Ваша честь», «Пальма», а также менее известные широкому зрителю «Небо» (фильм об операции российской военной группировки в Сирии, снимавшийся не в декорациях, а непосредственно в стране, где шли боевые действия) и «Солнцепек» (о событиях, произошедших в 2014 году на территории Луганской и Донецкой областей).

Если не мыслить топ-пятерками, из недавних любимых социально-впечатляющих произведений можно назвать фильм «Доктор Лиза» про подвижницу Елизавету Глинку, сериал «Немцы» о коррупционерах во власти, сериал «Чики», который поднимает проблемы насилия над женщиной, и многие-многие другие.

Участники опроса должны были выбрать несколько тематик и ценностей, отображения которых они хотели бы видеть в кино. В числе самых востребованных сюжетов стали следующие:

– история страны, патриотизм (33%);

– важность психологической поддержки, доброта, сострадание (31%);

– опасность употребления наркотиков, алкоголя, курения (30%);

– проблемы детей и подростков (28%);

– развитие гражданского общества, защита прав, проблема коррупции (23%);

(Похоже, тема экологии и защиты природы стала менее актуальной по сравнению с исследованием прошлого года – она не вошла в топ-5 наиболее востребованных сюжетов.)

В итоге исследование НМГ и «Платформы» показало, что спрос на фильмы и сериалы с выраженным социальным эффектом в России растет. Людям нужны вдохновляющие истории. Эксперты считают, что для расширения аудитории импакт-контента кинопроизводителям необходимо научиться вовлекать зрителя – не отталкивать его назидательностью, тяжелыми эмоциями, чернухой и низким качеством, соблюдать баланс между популярностью и социальным посланием, вызывать желание что-то изменить в своей жизни после просмотра.

Генеральный директор НМГ Светлана Баланова: «В прошлом году в рамках российской креативной недели Национальная Медиа Группа представила результаты исследования зрительского запроса на социально значимое кино. Мы рады отметить, что наши усилия по популяризации социально значимого контента дали отличный результат – за проведший год интерес к такому кино вырос как среди зрителей, так и среди производителей контента. С этого года Национальная Медиа Группа в партнерстве с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» запускает новый рейтинг российских фильмов с высоким социальным эффектом».

Среди сдерживающих причин развития социального кино в России – дефицит финансирования и дистрибуции, но ведь это поправимо? И наше кино действительно может стать эффективным ресурсом для положительных изменений в обществе? Будем надеяться. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3739
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2454
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
4057
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
5498

Другие новости