История про депутатскую дочку оборачивается кровавым экшен-детективом. Кадр из фильма
В отечественный прокат вышла «Модель» – криминальный триллер режиссера и сценаристки Ольги Ланд с Екатериной Гусевой, Игорем Жижикиным и дебютанткой Анной Дойниковой в главных ролях. Кино это, независимое и, очевидно, недорогое, – попытка поработать с жанром и с оглядкой на Голливуд и Европу, в декорациях Лос-Анджелеса и частично на английском языке. Сюжет, впрочем, пусть и лихо закрученный, выдает сериальное прошлое автора – в фильмографии Ольги Ланд немало российских многосерийных проектов.
Старшеклассница Аня (Дойникова) – дочь депутата (Жижикин) и домохозяйки с актерскими амбициями (Гусева) – готовится к поездке в США. Родители нашли ей работу в модельном агентстве, которым руководят еще в 90-е перебравшиеся в Штаты из России предприимчивые Линда (Светлана Ефремова) и Андрей (Илья Волох). Они прочат девушке исполнение «американской мечты», и поначалу все действительно выглядит лучше некуда: Аня заселяется в особняк на берегу моря в одном из районов Лос-Анджелеса и тем же вечером должна пойти на свою первую вечеринку. Разложив вещи, переодевшись и надменно пожурив юную мексиканку (так думает Аня) Камиллу, которая в особняке отвечает за уборку, будущая модель и кинозвезда спускается в сад, где все уже готово для барбекю. Тут же знакомится с красавчиком Стивом, который кажется очарованным застенчивостью русской красавицы – незнание английского придает ей загадочности и шарма, так что американец, не теряя времени, уводит Аню гулять по городу и бегать босиком по пляжу. Молодые люди веселятся до поздней ночи и в прямом смысле до беспамятства. Аня просыпается, не помня, чем закончился вечер, – и обнаруживает себя на песке, в окровавленной одежде и с ножом в руке. Но самое страшное то, что рядом лежит бездыханный Стив – все указывает на то, что Аня убила парня.
Да не иссякнут сюжеты про русскую мафию в Америке – правда, на этот раз за «клюкву» отвечают не иностранцы, которым все же можно простить жонглирование стереотипами, а российские кинематографисты. Коррумпированные чиновники и ностальгирующие иммигранты, бандиты и нелегалы, даркнет и частный сыщик, взятки и водка – чего в «Модели» со скромным хронометражем в полтора часа только нет. История, поначалу кажущаяся драмой про неприкаянную и неприспособленную к жизни депутатскую дочку, резко оборачивается кровавым экшен-детективом. Доходит аж до торговли органами и людьми, и все это щедро приправлено клише всех мастей. Американские русские хоть и говорят уже с акцентом и вкраплениями английских слов в родную речь, все еще страдают по потерянной родине. И, проживая не первый десяток лет в другом государстве, охотно действуют «по понятиям» родного.
Заглавный персонаж – начинающая модель Аня – самый бледный из всех, кто появляется на экране. Робкая и хрупкая актриса теряется даже на фоне Жижикина и Гусевой, роли которых предполагают разве что тревожное вглядывание в компьютерные мониторы и экраны мобильных телефонов – они-то по сюжету остаются в России, пытаясь удаленно вызволить дочь из лап заокеанских бандитов. Что уж говорить про колоритную парочку «модельных агентов» в исполнении Ефремовой и Волоха – истинные Лиса Алиса и Кот Базилио, чьи виртуозные диалоги сразу на двух языках (или же на гремучей смеси русского и английского) вполне достойны отдельного фильма. Например, степень отчаяния Андрея можно мерить водкой – начав с безобидных алкогольных леденцов, в финале он уже глушит «горькую» прямо из бутылки.
«Модель» – кино наивное, пытающееся за счет приемов вроде внезапного переключения изображения с цветного на черно-белое стать арт-мейнстримом. Попытки эти оборачиваются провалом, но, наверное, для фильма это к лучшему. До большого экрана картина, конечно, ни сюжетно, ни визуально не «доросла», однако тот факт, что жанр здесь все-таки превалирует, то есть мейнстрим побеждает в данном случае арт, делает «Модель» историей массовой, зрительской. А в нынешних геополитических условиях и вовсе потенциально весьма успешной – с одной стороны, в кино все равно больше смотреть нечего, а с другой – в фильме еще и посыл, если присмотреться, подходящий. Дескать, не ходите, дети, в Америку гулять, там вас будут кусать, бить и обижать.