0
8512
Газета Кино Печатная версия

17.05.2022 18:08:00

Роберт Эггерс экранизировал легенду, которой вдохновлен "Гамлет"

"Варяг" рассказывает про скитания древнескандинавского принца, поклявшегося убить дядю-предателя

Тэги: кинопремьера, варяг, роберт эггерс, кинокритика


кинопремьера, варяг, роберт эггерс, кинокритика «Варягу» отчаянно не хватает большого экрана. Кадр из фильма

В цифровой прокат – для России такой же условно доступный, как и в случае с недавним «Бэтменом», – вышел новый фильм автора нашумевших артхаусных хорроров «Ведьма» и «Маяк» Роберта Эггерса. Сюжет «Варяга» (он же «Северянин» – «Northman» в оригинале) основан на древнескандинавской хронике – той самой легенде, которая, согласно общепринятому в ходе многочисленных исследований мнению, когда-то стала основным источником вдохновения и для Шекспира в его работе над пьесой о Гамлете. Героя Эггерса зовут Амлет, и он действительно одержим идеями мести за смерть отца и восстановления монархической справедливости любой ценой.

Все начинается в конце IX века, когда домой из очередного военного похода, во всех смыслах на коне, возвращается правитель неких земель, очевидно, на севере Европы, по имени Орвандил (Итан Хоук). Поприветствовав подданых и жену Гудрун (Николь Кидман), он, не теряя времени зря, хватает за руку сына Амлета (Оскар Новак), уже вступившего в подростковый возраст, и тащит его в хижину местного шамана (Уиллем Дефо) – ради психоделического обряда посвящения. Едва успев выйти из шатра, где он преисполнился ощущением собственного предназначения, Амлет становится свидетелем коварного убийства своего отца – Орвандилу отрубает голову его брат Фьолнир (Клас Банг), после чего объявляет себя правителем, забирает Гудрун в жены и пытается разыскать законного наследника. Амлету же удается сбежать – с клятвой о мести на устах. Спустя годы он, выросший в могучего викинга в исполнении Александра Скарсгарда и по кличке Медведь-Волк, получает наконец возможность покарать Фьолнира – притворившись рабом-русом, в компании белокурой пленницы Ольги из Березового леса (Аня Тейлор-Джой) прибывает в Исландию, где обосновался кровный враг.

«Варяг» не отличается широкой палитрой цвета – грязь с редкими вкраплениями зеленого, зато пестрит звездами в главных ролях. Есть даже певица Бьорк будто бы в одном из ее концертных костюмов и в образе слепой колдуньи-прорицательницы – к слову, соавтором фильма стал давно работающий с ней исландский сценарист и композитор Сьон, так что этого камео было не избежать. Остальные вроде Хоука и Кидман не то чтобы на своих местах, но определенно добавляют этому масштабному, но без особых излишеств, новизны и оригинальности продакшену ценности. Скарсгард, конечно, тут как влитой, а Аня Тейлор-Джой, напротив, выделяется в достаточной степени, чтобы подчеркнуть величие и в то же время некоторую мистическую составляющую образа своей героини, предначертанной Амлету самой судьбой.

Вместо тысячи слов персонажи по большей части исторгают из себя животное рычание, да и остальной саундтрек под стать – глухой, ухающий. На изгороди каркает ворон – дух отца, на пригорке лает и сверкает хитрым глазом лиса, напророченная ведьмой, в воздухе витает пепел извергающегося вулкана, грязь смешивается с кровью, головы летят с плеч. У Эггерса все как по нотам: натурализм, жестокость, похоть как приметы того полудикого легендарного времени, тут же – фантасмагорические вставки с вратами Вальхаллы и одноглазым Одином, вроде как также обязательная часть мифологии, а может, и результат неаккуратного и неумеренного употребления в пищу подозрительных грибов. История, даже приукрашенная визуально, проста, как и ее главный герой, идущий к цели напролом, не оглядываясь и даже не глядя по сторонам. Его цель – кромсать и рубить, согласно звучащей с того самого последнего дня детства в голове мантре про месть за отца.

«Варягу» отчаянно не хватает большого экрана, на который он, собственно, и рассчитан, так как берет в основном картинкой. Форма должна затмить содержание, но в формате домашнего просмотра сюжет, сотканный из всех возможных попсовых элементов скандинавских преданий, торчит этаким остовом, на который кое-как нанизаны манерная актерская игра, шекспировские страсти (не путать с шекспировской драматургией) и попытка жонглировать жанрами – от кровавого хоррора до мелодрамы. Неуместная серьезность при, по сути, простоте конфликта превращает картину в набор кадров, иллюстраций к детскому изложению древних мифов, хотя детям, как ни парадоксально, смотреть такое рано. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
4271
Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Наталия Григорьева

Создательница тренинга по исполнению желаний попадает в тюрьму

0
8236
Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Наталия Григорьева

Сценаристы "Тихого места" сняли религиозный хоррор

0
9562
В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

Елизавета Авдошина

0
9463

Другие новости