0
11472
Газета Кино Печатная версия

15.05.2022 19:05:00

Ника Турбина жила накануне смерти

Лиза Янковская сыграла поэтессу-вундеркинда

Тэги: кинодебют, ника, василиса кузьмина, биография, ника турбина, кинокритика


кинодебют, ника, василиса кузьмина, биография, ника турбина, кинокритика Поэтесса прожила всего 27 лет. Кадр из фильма

В своем дебютном фильме «Ника» режиссер Василиса Кузьмина художественно переосмысляет биографию – точнее, уместившиеся в полтора часа плотного действия некоторые ее эпизоды – Ники Турбиной. Прославившейся в восемь лет на излете СССР своими стихами и ушедшей из жизни уже в новой России в возрасте всего 27 лет.

Основой для сценария, созданного Кузьминой в соавторстве с Юлией Гулян, послужила в том числе и многостраничная биография героини, написанная Александром Ратнером. В фильм попало, конечно, далеко не все из короткой, но тем не менее весьма насыщенной жизни Турбиной, но ее история на экране оказывается тем не менее больше и шире судьбы одного, пусть и выдающегося, человека. Это размышление и о феномене советских маленьких гениев, и о сломе эпох, и о сломанных и тем и другим семьях и судьбах.

Основное действие фильма охватывает период в несколько последних лет жизни Ники Турбиной – на дворе конец 90-х – начало 2000-х. Героине, которую играет Лиза Янковская, уже далеко за 20. Стихи, о которых когда-то говорила вся страна, она не пишет уже больше 10 лет, да и страны той давно нет. Имя, однако, все еще на слуху – сверстники, выросшие под ее рифмы, с новостями о ее встрече с Бродским в Америке и хвалебными словами в ее адрес из уст Евтушенко, изредка еще узнают в молчаливой хмурой девушке, предпочитающей отсиживаться вдалеке от шумных компаний и не выпускающей из рук сигарету, ту девочку с густой челкой и недетским пронзительным взглядом. Просят почитать, но она больше даже не читает.

Живет все так же с мамой (Анна Михалкова) – та зарабатывает рисованными постерами для кинотеатров, попрекает дочь за безделье и вместе с тем ласково зовет Никушей, запирает ее дома, но из, казалось бы, лучших побуждений: все пытается удачно выдать замуж. На деле же – «подложить» под выбившегося в новые русские преданного поклонника таланта Ники Турбиной (Евгений Сангаджиев). Сама же девушка собирается ехать в Москву, поступать в театральный, сбегает от богатого фаната в объятия простого бармена (Иван Фоминов), отчаянно пытается заглушить – и запретным вином, и хрупкой любовью – голос в своей голове, точнее, свой собственный, восьмилетний, настойчиво напоминающий ей, что все было не так, как кажется.

Авторы «Ники» бережно и точно воссоздают эпоху – от декораций до атмосферы, витающей в воздухе. Неоновые вывески баров, коктейли, «Макдоналдсы» и иностранная музыка в наушниках – и тут же захламленные квартиры, всеобщая неустроенность и ощущение зыбкости и мнимости свободы, которой, как известно, был тогда один глоток. Ника – как квинтэссенция потерянного поколения, не просто девушка, выросшая на сломе эпох, но еще и с багажом навязанной гениальности и славы. Рефреном звучит в фильме стихотворение про то, что свойство памяти – забывать плохое, стирать травматичные эпизоды, подменять воспоминания. К финалу барьеры снесет и правда хлынет, как цунами, подталкивая Нику к оконному проему, из которого она – уже где-то за кадром, в реальной жизни – выпадет в 27 лет.

Правда эта, конечно, у каждого до сих пор своя, писала ли Турбина свои стихи сама или за нее сочиняла мама – вопрос все еще спорный. И для создателей картины хоть и существенный, но не основной. Что бы ни было в действительности, фактом останется разрушенная до основания жизнь, при любом раскладе еще в самом своем начале уложенная на алтарь взрослых амбиций. Как родительских – собственная неустроенность и нереализованность порой толкает на преступную эксплуатацию ребенка, особенно, что называется, подающего надежды, – так и более глобальных, государственных. Антигуманный советский культ сверхчеловека будет погребен вместе с Союзом, а его адепты останутся в незавидном положении: выросшие, а значит, уже не вундеркинды, не экспонаты для человеческого зоопарка, а трудные, неудобные подростки и позже неприкаянные взрослые, не умеющие жить. В случае с Никой еще и травмированные морально и физически – насилием всех видов от медикаментозного до сексуального.

Биография героини осмыслена героинями, без сомнения, другой эпохи, и этот взгляд издалека где-то идет картине на пользу, а где-то, несомненно, лишает ее большей глубины и уникальности. Но явным достижением (обусловленным в том числе возрастом и гендером авторов) можно назвать тот факт, что «Ника» не выглядит мрачной «чернушной» драмой – во многом это эссе, снятое с нездешней, не свойственной российскому кино отстраненностью и – в хорошем смысле – гламурностью. С вниманием к нюансам, деталям, характерам и движениям души. Так, фантазийные вставки с двумя Никами, взрослой и маленькой (ее играет Виталия Корниенко), вступающими в невозможный диалог, иллюстрируют невидимые процессы, саму боль, болезнь, травму. Дуэт Янковской и Михалковой – не менее драматичный, хоть и появляются они вместе в кадре не так уж и часто и каждый эпизод приходится читать между строк. Как в целом и всю трагедию жизни Ники, которая вроде только начинается, но чем больше смотришь, тем лучше понимаешь, – давно закончилась. 


Читайте также


Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Удар Ирана по Израилю может помочь Украине

Геннадий Петров

Байден предлагает, учитывая события на Ближнем Востоке, ускорить выделение финансирования союзникам Соединенных Штатов

0
1840
Продажу оружия Израилю пытаются приравнять к геноциду

Продажу оружия Израилю пытаются приравнять к геноциду

Геннадий Петров

Никарагуа через суд пробует прекратить германские поставки еврейскому государству

0
2149
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
6224
Автобиография на одном листе

Автобиография на одном листе

Александр Васькин

Прозаик Юрий Трифонов на Верхней Масловке

0
5265

Другие новости