В картине рассказывается о том, как несколько симпатичных людей из британской контрразведки обеспечили победу во Второй мировой войне. Кадр из фильма «Операция «Мясной фарш»
Выход в прокат фильмов про Великую Отечественную войну стал в последние годы таким же неизменным атрибутом Дня Победы, как элементы городского дизайна в цветах георгиевской ленты. Не стало исключением и 9 мая 2022-го. Отечественный кинопром выкатил на всеобщее обозрение два новых «орудия»: военные драмы «Первый «Оскар» Сергея Мокрицкого и «1941. Крылья над Берлином» Константина Буслова. А бывшая союзница СССР по антигитлеровской коалиции Великобритания предложила российским зрителям политический ретродетектив Джона Мэддена «Операция «Мясной фарш».
Кто из них вырвался вперед в плане рейтинга? Да сейчас смешно говорить о каких-то рейтингах, во всех случаях цифры неважные. Пока глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская радуется «закрытию духовного Макдоналдса», владельцы кинотеатров просчитывают, сколько месяцев они еще смогут продержаться без популярных «блюд» этого самого Макдоналдса. Подсчеты неутешительны: Ассоциация владельцев кинотеатров 27 апреля распространила заявление, в котором предупреждает, что, если в течение ближайших 30 дней на государственном уровне не будет принято решений по спасению кинопоказа, «к концу лета спасать уже будет некого».
По словам той же Елены Ямпольской, уход с российского рынка голливудских мейджоров дает уникальный шанс «насытить отечественное кинопроизводство смыслами и ценностями». Видимо, этой новой, «насыщенной» отечественной кинопродукции предстоит заместить ушедшую «ненасыщенную» – и американскую, и европейскую, и, кстати, российскую арт-хаусную. Напомним, что несколько отечественных фильмов, презентованных и премированных на мировых и отечественных фестивалях в 2021 году, так и не вышли в прокат, ранее намеченный на весну нынешнего года. Зато вышли испеченные к очередному Дню Победы военные драмы, но положения они не спасли. Честно говоря, их выход на экраны в дни майских праздников – спасение для авторов. Неутешительные показатели можно оправдать тем, что людям в эти дни не до кино: все на дачах картошку сажают и шашлыки жарят. Покажут ли эти фильмы потом по телевизору – увидим.
Истории фронтовых кинооператоров-хроникеров, рисковавших жизнью, погибавших с камерой в руках, но запечатлевших войну, – благородный драматургический материал, который до сих пор почему-то не был положен в основу игрового фильма. Упущение взялся исправить Сергей Мокрицкий, сам изначально оператор. Как о режиссере о нем заговорили после поставленной им «Битвы за Севастополь», масштабной квазибиографической драмы о судьбе снайпера Людмилы Павличенко. «Первый «Оскар» тоже о том времени. Герои картины – студенты операторского факультета ВГИКа, прорвавшиеся в 1941-м на фронт вопреки распоряжению начальства эвакуироваться с институтом в Алма-Ату. Пережив первый шок и легкие контузии, они включаются в борьбу за материал к документальному фильму об обороне Москвы – его очень ждут на «Союзкинохронике».
Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» совершил не только революцию в кинодокументалистике. Не будет большой натяжкой сказать, что он в какой-то мере определил ход Второй мировой войны. В американском прокате картина шла под названием «Москва наносит ответный удар», и именно она стала первой в истории Американской киноакадемии документальной картиной, отмеченной «Оскаром».
Если опоздать на титры «Первого «Оскара», подумаешь, что снимал десятиклассник, на энтузиазме которого держится в школе театральный кружок. Потому и разбирать фильм Мокрицкого по гамбургскому счету было бы несерьезно. Только отметим (в заданном выше контексте «смыслов и ценностей»), что основной конфликт в «Первом «Оскаре» разворачивается между двумя операторами-однокурсниками и являет собой, по сути, противостояние двух художественных идеологий. Оператор Майский заставляет живых людей разыгрывать перед камерой то, что требуется, и выдает это за хронику войны. У него красноармейцы выстраиваются перед камерой с автоматами наперевес и неестественными голосами выкрикивают речевки, а пленные немцы выходят из укрытия по нескольку раз – чтобы потом было из чего выбрать дубль поэффектнее. Альперин же снимает изможденных, молчаливых советских солдат с котелками водянистой похлебки, его камера вглядывается в искаженные болью лица раненых в госпитале. Он снимает разоренный фашистами Дом-музей Чайковского в Клину, окоченевшие трупы крестьян, замученных оккупантами. И именно эти кадры идут в фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который и заставил сытых американцев вздрогнуть и по-настоящему включиться в противостояние фашистскому режиму. И по всему выходит в фильме Мокрицкого, что будущее за Альпериным.
И для Константина Буслова нынешняя военная драма со странным, каким-то неудобоваримым названием «1941. Крылья над Берлином» уже второй «подход к снаряду». Пару лет назад он снял байопик «Калашников» о судьбе создателя легендарного АК-47. «Крылья» кажутся топорно обрубленной киноверсией сериала из-за обилия персонажей, чьи линии щедро заявлены, но брошены вместе с самим сюжетом. Есть ощущение, что интересней всего авторам было создавать эпизоды воздушных боев: они явно сделаны опытными игроками в компьютерные «стрелялки».
Первым делом тут, как в песне, самолеты. Девушки, впрочем, тоже присутствуют, причем такие, что глаз любого пацана на них отдыхает (например, в роли сельской учительницы – длинноногая, загорелая и белозубая дебютантка Леонела Мантурова, дочь министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и пластического хирурга Натальи Мантуровой). Персонажи тут военные летчики, которых в первые же недели войны отправили на секретный аэродром в Эстонии. Оттуда они должны на весьма несовершенных советских самолетах долететь до Берлина, сбросить многотонные бомбы, листовки и вернуться. Непросто, конечно, идет операция, но в целом все хорошо, все возвращаются из боя, и финальные титры нам сообщают, что дальше таких дерзких вылазок было еще много. А первый опыт сбрасывания бомб на столицу Германии «имел важное моральное значение». Свет в кинозале зажигается, и в голове возникает закономерный вопрос: «И?..»
Завоевать зрителя такими военными фильмами не получится. Они инфантильны по содержанию и несовершенны по форме. Британская «Операция «Мясной фарш», являясь, по сути, жанровым аттракционом на сакральном для россиян материале Второй мировой войны, абсолютно выигрывает у «Первого «Оскара» и «Крыльев над Берлином». Потому что это продукт качественной сборки. Крепкий, до мелочей разработанный сценарий, человеческий и даже элегантный текст, который в исполнении прекрасных британских актеров льется как музыка. Исторические костюмы, интерьеры и декорации выполнены со вкусом, точнейший монтаж придает картине ритм, который не дает зрителю ни на минуту «вывалиться» из слежения за ходом интриги (фильм идет больше двух часов). А ведь это история про то, как несколько симпатичных людей из британской контрразведки обеспечили победу во Второй мировой войне Соединенному Королевству и США. Перефразируя знаменитое высказывание в финале фильма «В джазе только девушки», скажем: у всех свои перекосы.
комментарии(0)