0
8266
Газета Кино Печатная версия

10.05.2022 17:54:00

В прокат выходит новый фильм Сергея Бодрова "Дышите свободно" – мелодрама о логопеде и ее пациентах

Заикнуться о любви

Тэги: кинопремьера, дышите свободно, сергей бодров, кинокритика


кинопремьера, дышите свободно, сергей бодров, кинокритика Бодров снял фильм в жанре камерной мелодрамы и с хеппи-эндом в финале. Кадр из фильма

Первая за без малого десять лет большая режиссерская работа Сергея Бодрова – картина «Дышите свободно» – оказывается на деле камерной мелодрамой, соединяющей извечный любовный сюжет с весьма актуальным даже не для российского, а для мирового кино трендом. Главными героями становятся люди с особенностями, в данном случае – с заиканием, и хоть играют их актеры без речевых проблем, но именно попытки персонажей преодолеть свой «недуг» и с помощью этого встроиться в социум, по задумке, двигают историю и раскрывают характеры. Получается, впрочем, не очень убедительно.

Илья (Евгений Ткачук) и Вера (Полина Пушкарук) знакомятся в группе доктора Черкасовой (Полина Агуреева). Она потомственный врач, логопед и разработала собственную программу по избавлению от заикания. Курс недешевый, занимаются всего около 10 человек, помимо упражнений с дикцией – бегают в парке, медитируют, поют. А еще иногда ходят на личные консультации с Черкасовой: на одной она откровенно признается Вере, которая к этому моменту уже говорит лучше всех своих одногруппников, что одинока, измотана работой и давно не была физически близка с мужчиной. Вера советует обратить внимание на средних лет пациента-воздыхателя, однако доктор уже положила глаз на Илью. На персональную встречу с ним она придет с укладкой, в мини-юбке и с бутылкой вина. Не зная, что на тот момент Илья и Вера уже начали встречаться.

Любовный треугольник получается, конечно, непростым. И дело не только в заикании Веры и Ильи – хотя прогресс последнего под гнетом всей этой драмы в какой-то момент сходит на нет, но и в постепенно рассказываемом зрителю прошлом, бэкграунде персонажей. Люди трудной судьбы – один с боевой контузией, другая из неблагополучной семьи и с опытом насилия на работе – ищут не только медицинской помощи, но и спасения друг в друге. Хрупкий союз разбивает третий, точнее третья, Черкасова, чьи накопленные ментальные проблемы ведут ее к катастрофическому срыву-взрыву, в воронку от которого неизбежно затягивает окружающих.

Похвально, что каркасом истории становится наблюдение за этаким невидимым меньшинством – людьми с заиканием. Пролог фильма – очевидная отсылка к началу «Зеркала». У Бодрова, как и у Тарковского, на экране происходит лечебно-мистический сеанс психологического внушения. Сперва пациенты Черкасовой не могут без запинки сказать даже свои имена, но буквально на глазах, поддавшись ее аффирмациям, раскрепощаются. Снято с явной оглядкой на документальность, но уже на этом этапе правдоподобности не хватает – видишь знакомые лица известных актеров, понимаешь, что и остальные также лишь изображают. Каждый – в меру своего артистического таланта, что порой не идет фильму на пользу, превращая действие если не в фарс, то в кривляние, заставляющее вспомнить о логопеде с «фефектами фикции» в исполнении Ролана Быкова из картины «По семейным обстоятельствам».

Заявленные попытки героев обрести – как в прямом, так и, очевидно, в переносном смысле – голос, быть услышанными, а значит, увиденными, замеченными, полноправными, сводятся к извечным банальным поискам пары, будь то на одну ночь или на всю жизнь. Социальный контекст и подтекст испаряются. Как и разговор о лечении заикания, появившегося у персонажей в результате эмоциональных и физических потрясений, как более широкой терапии психологических травм. Впрочем, пусть и не выполняющая в полной мере свою гуманистическую миссию линия с заикающимися людьми все равно выигрывает у совсем уж пошлой мелодрамы. Сбивчивой, грубой, ведущей к идиллическому хеппи-энду, в котором все обретают мир, покой и любовь. В реальной жизни глаза хотелось бы отвести от того, что видишь что-то слишком личное, здесь – потому что неловко за актеров. 


Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
2902
Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Инфоцыганка в исполнении Оксаны Акиньшиной отвечает за слова

Наталия Григорьева

Создательница тренинга по исполнению желаний попадает в тюрьму

0
6976
Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Хью Грант проверяет, сильна ли вера верующих

Наталия Григорьева

Сценаристы "Тихого места" сняли религиозный хоррор

0
8323
В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

В жизни как в театре. В прокат выходит драмеди "Каникулы"

Елизавета Авдошина

0
8539

Другие новости