0
10917
Газета Кино Печатная версия

19.04.2022 18:32:00

В прокат выходит небывалый отечественный триллер про маньяка

Казнить нельзя помиловать

Тэги: кинопремьера, триллер, казнь, ладо кватания, кинокритика


кинопремьера, триллер, казнь, ладо кватания, кинокритика Фильм рассказывает о поиске преступника, орудовавшего в 1980-е. Кадр из фильма

Полнометражный дебют клипмейкера Ладо Кватании под названием «Казнь» до выхода на российские экраны успел поучаствовать в нескольких международных кинофестивалях. Жанровых, так как фильм этот – не пространное авторское кино, а самый настоящий триллер, в России, пожалуй, и вовсе единственный в своем роде. Что особенно отчетливо видно на фоне недавних проектов на схожую тему – «Казнь» рассказывает историю многолетних мучительных попыток поимки некоего вымышленного маньяка (образ собирательный, в котором можно углядеть черты сразу нескольких позднесоветских душегубов), терроризировавшего в конце 80-х юг страны.

Мрачная сцена-пролог, в которой девушка с ножом в спине тщетно спасается бегством, преследуемая невидимым убийцей в чаще леса, сменяется шумным застольем в квартире следователя Иссы Давыдова (Нико Тавадзе). Отмечают повышение хозяина, которое он получил за поимку маньяка, того самого, что втыкал колюще-режущее в спину жертвам в лесополосе. Сам он, впрочем, за стол не спешит, и, заглянув в темную комнату, жена (Виктория Толстоганова) находит супруга в расстроенных чувствах. Оказывается, объявилась еще одна жертва, на этот раз – выжившая, что меняет весь ход дела и фактически делает уже вынесенный приговор несостоятельным. Поймали не того. К счастью, чудом спасшаяся Кира (Аглая Тарасова) запомнила множество деталей, в том числе место обитания преступника. И уже на следующий день отряд окружает одиноко стоящий на опушке деревянный дом, не просто зловещий, но набитый уликами. Внутри – он (Даниил Спиваковский), подходящий под все описания. Однако вину все же надо доказать, так что Исса начинает допрос.

Время действия «Казни» нелинейно, то и дело на экране всплывают цифры-года, отбрасывающие к событиям минувших дней. Вот Давыдов, под неодобрительные смешки местных, только прибыл в провинциальный город и возглавил заброшенное всеми вялотекущее следствие – классическая экспозиция для подобного рода историй и для триллеров в целом, здесь, однако, приобретающая все более нетривиальное развитие. А вот он уже обзавелся преданным напарником (Евгений Ткачук) и заслужил всеобщее доверие и уважение, впрочем, как окажется, большой ценой. Кватания ведет не столько расследование, сколько исследование – природы всепроникающего зла, которым «заражаются», как вирусом, все прикоснувшиеся к источнику. А где тот источник – в обществе, времени, в конкретном человеке или в совокупности факторов?

Вплетенная в интригующий триллер производственная драма о работе следователей здесь оказывается не закованной в безликие кабинеты и бесконечные разговоры на повышенных тонах, а живет в той же мрачной, давящей, тягучей атмосфере беспросветного ужаса. Те самые кабинеты даже визуально существуют в одной вселенной с захламленным жилищем маньяка, с сырыми подвалами, где спрятаны самые страшные тайны, с утопающими в вечном бездорожье лесными тропинками и полуразрушенными остановками на трассе – всеми этими тревожными приметами надвигающейся со всех сторон беды. И дело даже не в эпохе, которую так тщательно указывают всплывающими надписями – хотя и она, несомненно, определяет характеры и диктует поступки, ведь безвременье тождественно безнаказанности и вседозволенности, как эрос неотделим от танатоса (за это отвечает трагическая любовная линия с героиней Юлии Снигирь). Кватания не скатывается в общественно-политическую и социально-драматическую критику позднего СССР, но картинки рождают смыслы.

И картинки, к слову, выдающиеся – режиссер дотошно работает со светом, композицией, а они, в свою очередь, работают на сюжет, усиливая гнетущее настроение. Здесь игра света и тени, постепенно наползающей на лица поначалу самых положительных персонажей, есть и в прямом, и в переносном смысле. А мрак в итоге побеждает, но уже в каком-то библейском понимании – злодеи наказаны, но наказание за нанесенный урон не пропишешь в Уголовном кодексе. Помимо атмосферы, есть и лихо закрученная интрига, сплетенная из флешбэков, отрывков воспоминаний, смутных догадок и несостоятельных версий. На допросах мелькают приглашенные звезды, вроде режиссера Ильи Найшуллера и рэпера Хаски, на периферии сюжета зарождается профессия профайлера – психиатра, увлеченного изучением поведения серийных маньяков, играет инфернальная в этом образе Елена Морозова. Даже эта деталь говорит о насмотренности авторов «Казни» – не сериалами на «НТВ» (впрочем, и отечественным стримингам до уровня такого кино далеко), а зарубежной так называемой мгновенной классикой вроде «Охотника за разумом» и «Настоящего детектива». 


Читайте также


Госдума готовит материал для решений гаранта Конституции

Госдума готовит материал для решений гаранта Конституции

Иван Родин

Смертная казнь будет особой частью законодательного ответа на "вызовы нашего времени"

0
1863
Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Наталия Григорьева

Актрисы играют соседок, которые из лучших подруг превращаются в заклятых врагов

0
845
О возвращении смертной казни

О возвращении смертной казни

Вводя высшую меру, не стоит медлить с созданием комиссии по реабилитации

0
1669
О смертной казни идут чисто юридические споры

О смертной казни идут чисто юридические споры

Иван Родин

Отмена моратория может быть только политическим решением

0
1909

Другие новости