Владелица химчистки проживает несколько параллельных жизней – одна из них весьма драматична. Кадр из фильма
В российский прокат выходит фантастическая комедийная мелодрама «Все везде и сразу», снятая Дэном Кваном и Дэниелом Шайнертом. Дуэт режиссеров под творческим псевдонимом «Дэниелсы» известен абсурдистской трагикомедией «Человек – швейцарский нож», новая работа не уступает фильму, где Дэниел Рэдклифф играет многофункциональный труп – по крайней мере по степени безудержности авторской фантазии, к тому же он многолюден, пестрит разными локациями и на данный момент, несмотря на сумбурность происходящего в кадре, является самым внятным и убедительным киновысказыванием на популярную тему мультивселенной.
Эвелин (Мишель Йео), когда-то перебравшаяся с мужем из Китая в США, управляет прачечной – то, что было их «американской мечтой», теперь превратилось в хаос из чеков, пакетов с чужой одеждой и неоплаченных налогов. Супруг Веймонд (Ке Хюи Кван) подумывает о разводе, дочь Элеонор (Стефани Сюй) давно не находит с матерью общий язык и словно отбывает повинность, приезжая на семейные праздники – куда охотнее помогает в прачечной ее девушка (интимная жизнь Элеонор – еще одна точка конфликта в семье). Кроме этого Эвелин ухаживает за престарелым отцом (Джеймс Хун), ворчливым стариком, которому еще неизвестно, к примеру, что его внучка предпочитает девушек. На повестке – празднование китайского Нового года, однако перед этим нужно посетить налоговую, где колоритная инспекторша по имени Дейрдра Бобейрдра (Джейми Ли Кертис) сперва придирается к каждой бумажке, а потом и вовсе превращается в монстра – впрочем, не только она. В мужа Веймонда вселяется какой-то чужак и рассказывает Эвелин про параллельные миры и черный бублик, который скоро поглотит всю мультивселенную – после чего снабжает ее прибором и инструкциями по перемещению по этим самым иным пространствам. Окажется, что где-то она стала известной актрисой и владеет боевыми искусствами, где-то – поваром, где-то – певицей, а где-то у нее и у всех остальных из-за причудливого поворота эволюции вместо пальцев – сосиски. Но главное, что Эвелин, кажется, единственная, кто способен победить зло, угрожающее всем мирам, – у нее с создавшим черный бублик существом особая связь.
Тема мультивселенной, перекочевавшая из комиксов в кино и столь востребованная сегодня, особенно в супергеройских фильмах, – это уже не просто перемещение во времени и пространстве, но история про множество параллельных жизней, бесконечное разветвление судеб и силу ежесекундного выбора, который определяет дальнейшее развитие событий. Эвелин оказывается в этой концепции уникальным персонажем с практически неограниченным спектром возможностей – по сюжету взятая за основу жизнь, в которой она управляет прачечной, столь никчемна, что героиня в этой точке способна, как губка, впитывать навыки иных, более удачливых Эвелин. Понятно, что сами авторы упиваются возможностью придумать новые пространства, не ограничиваясь правилами реального мира – так на экране мелькают жизни разной степени абсурдности и комичности, люди с пальцами-сосисками и говорящий енот.
Тем не менее «Все везде и сразу» – не просто калейдоскоп сцен и картинок. По ходу действия визуальное все-таки кристаллизуется в смысловое, превращая безудержную комедию в трогательную мелодраму – рассуждение о матерях, дочерях, женщинах и семье в целом, о несбывшихся мечтах и неиспользованных возможностях. Все, от кунг-фу-баталий до словесных перепалок в налоговой и дурацкого черного пончика, становится метафорой, символом, обретает смысл – может показаться, что слишком простой и банальный, но все самое важное в жизни зачастую звучит обыденно, заезженно, клишированно.
Дэниелсы и в своем «Человеке – швейцарском ноже» использовали в целом тот же прием. Там разговор шел об одиночестве, здесь – о принятии и в то же время об умении отпускать даже самых близких, давать свободу и право на собственное мнение и собственную жизнь, при этом не отчуждаясь, а принимая и уважая иную точку зрения. Герои, потерявшие любовь, похоронившие ее под кипой чеков из налоговой, тянутся друг к другу в каждой из альтернативных реальностей, цепляются друг за друга, чтобы в конце отпустить – только так связь по-настоящему окрепнет.