0
6773
Газета Кино Печатная версия

22.03.2022 18:23:00

Греби, Алекс, греби. Героиня фильма "Мания" рискует здоровьем, чтобы стать первой во всем

Тэги: кинопремьера, мания, спортивная драма, лорен хэдэвей, кинокритика


кинопремьера, мания, спортивная драма, лорен хэдэвей, кинокритика Спорт требует от героини существовать на грани жизни и смерти. Кадр из фильма

В российский прокат выходит спортивная драма «Мания» – полнометражный дебют американки Лорен Хэдэвей, победивший в 2021 году в трех номинациях на фестивале «Трайбека». Среди них – приз за лучшую актерскую работу, доставшийся исполнительнице главной роли актрисе Изабель Фурман, и награда оператору Тодду Мартину. Оба совместно с режиссером проделали в фильме невероятную работу – над образами, изображением, общей болезненной и параноидальной атмосферой этой истории о крайностях перфекционизма.

Алекс (Фурман) поступает в университет, где отчаянно зубрит предметы, в том числе, к примеру, физику, вечно оставаясь на контрольных до конца отведенного времени, перепроверяя собственные работы по нескольку раз. Оценки все равно не идеальны, и Алекс продолжает искать ошибки снова и снова. Параллельно записывается на греблю – университетская команда сильна, попадают в нее в итоге только лучшие из новичков. Героиня во что бы то ни стало намерена оказаться в их числе – и все больше истязает себя тренировками, сходит с ума от соперничества с другой, более успешной в спорте, новенькой Джейми (Эми Форсайт), с раздражением слушает советы тренеров. Они, как и ее близкие и друзья, рекомендуют расслабиться, отпустить ситуацию, даже передохнуть. Ничего из этого Алекс позволить себе не может, даже если в итоге окажется перед выбором: спорт или жизнь.

«Мания» – кино очень телесное. Что одновременно и притягивает, завораживая каждой взятой крупным планом каплей пота или синяком и ссадиной, и отталкивает – по тем же самым причинам. Излишняя физиологичность порой неприятна, что сделано, конечно, намеренно: тот путь, который проходит в фильме Алекс, можно и нужно почувствовать, а не только увидеть. В стремлении передать чувства героини оператор и актриса выдергивают зрителя из зоны комфорта. Последняя еще и невероятными внешними трансформациями – кровоточащими ранами, кругами под глазами, впавшими щеками и нездорово блестящими глазами.

Вынесенное на постер сравнение «Мании» с «Черным лебедем» Даррена Аронофски и «Одержимостью» Дэмьена Шазелла как нельзя более уместно. От первого – уже упомянутая неудобная телесность каждого кадра, от второго – тот самый темп, которым так попрекал герой Джонатана Симмонса своего ученика в исполнении Майлза Теллера. Алекс набирает его сама, без чьего-либо наставления, и сюжет с видеорядом едва поспевают за невротическим бегом девушки к роковому для нее первому месту. За всеми этими откровениями формы читается рассуждение о природе перфекционизма, о бремени комплекса отличника, о связи психологии с физиологией, о безграничности возможностей как организма, так и мозга. И вместе с тем – об ограничениях и того, и другого. Защитные реакции в отключенном режиме заставляют не только ставить рекорды, но и калечить себя в невозможности перенести столь тяжкий груз.

«Манию» можно считать спортивной драмой, причем приоткрывающей оборотную сторону спорта больших достижений, так или иначе требующего от любого, ступившего на этот путь, существовать где-то на грани – возможностей, способностей, даже жизни и смерти. Бесконечно соревноваться, с другими, но – что куда более важно и намного сложнее – с собой. Для Алекс необходимостью становится поиск конкурента, того, кто в исходной точке будет чуть опережать и которого нужно догнать, а потом перегнать.

В то же время это и весьма универсальная история, для наглядности помещенная в предлагаемые обстоятельства с кружком по гребле. Отношения героини к учебе – ничуть не менее показательный пример и травматичный опыт. Без пота, крови и тошноты, без потери сознания, но в ритме такой же гонки за совершенством, идеалом, победой. Лорен Хэдэвей не дает происходящему в ее фильме никакой моральной оценки, вкладывая и слова осуждения, и робкие попытки поддержать в уста других персонажей. Которые, впрочем, не способны понять – это путь вечного одиночества, который, кажется, как у самурая, ценен еще и сам по себе и, по сути, не имеет цели. 


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2534
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
4219
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1722
Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Светлана Гамова

Президентом Румынии может оказаться "русский шпион"

0
4372

Другие новости