В 12 главах показываются фрагменты из жизни героини. Финал – открытый. Кадр из фильма
Премьера «Худшего человека на свете» состоялась в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля – в итоге приз за лучшую женскую роль на французском смотре получила актриса Ренате Реинсве. На этом победоносный путь норвежского фильма не закончился, он оказался номинирован сразу в двух оскаровских категориях – за лучший сценарий и как лучший иностранный фильм. За несколько дней до церемонии вручения наград Американской киноакадемии – она пройдет 27 марта – картина выйдет в российский прокат.
В 12 главах, прологе и эпилоге – именно на такие части разбит «Худший человек» – показаны несколько лет из жизни Юлии (Реинсве). Мы встречаем ее студенткой, которая задумывается о том, чтобы стать врачом – сперва ее увлекает хирургия, однако очень быстро и без особых сожалений она переключается на психологию, а потом заявляет, что видит себя и вовсе фотографом. Семья поддерживает, так что Юлия бросает университет, покупает на деньги, предназначавшиеся для учебы, фототехнику, устраивается работать в книжный магазин и параллельно учится снимать. Заводит кратковременные интрижки, а в какой-то момент, кажется, влюбляется по-настоящему. Его зовут Аксель (Андерс Даниелсен Лье), он старше 30-летней Юлии больше чем на 10 лет, успешный художник, чьи неполиткорректные комиксы про хулиганскую рысь весьма популярны. Вместе они навещают его друзей – сплошь семейных, с детьми, о которых и Аксель начинает говорить, чем раздражает Юлию.
Однажды на случайной вечеринке, куда она забредет, сбежав от невыносимой упорядоченности и спокойствия своего бытия, девушка встретит Элвинда (Херберт Нордрам) – ее ровесника, работающего в кофейне и встречающегося, на его взгляд, с помешавшейся на йоге, здоровом питании и экологии Санниве (Мария Грация Ди Мео). В общем, обоих тяготят их текущие отношения, а тут, стоит им посмотреть друг на друга, мир в прямом смысле замирает. Вопрос – надолго ли.
Линейное повествование, в целом лишенное каких-либо ярких драматических событий и поворотов, Триер разбавляет кое-где визуальными приемами – они выбиваются из общего как видео, так и смыслового ряда, но получаются очень точными с точки зрения эмоций. Будь то упомянутая сцена долгожданного воссоединения Юлии и Элвинда, когда люди на улицах замирают – время останавливается, чтобы дать двоим побыть вместе. В другой раз случится феерический наркотический приход, разыгранный как психоделический сон с полетами и галлюцинациями, и пугающий, и вместе с тем терапевтический – девушке вдруг удается раскрепоститься и наконец высказать явившемуся образу отца все накопившиеся обиды.
Вкупе с остальными, спокойными, местами монотонными и молчаливыми сценами повествование складывается в портрет даже не одного человека, а целого поколения. Более свободного, чем предыдущие – Юлия легко на первый взгляд расстается и с людьми, и с занятиями – и в то же время более даже не потерянного, а растерянного. Оторванного от прошлого, будущего и настоящего, так как старые парадигмы – родись, учись, женись – больше не работают, а новые только предстоит выдумать и утвердить.
За свои поступки они называют себя худшими людьми на свете, но так ли это? Оказывается, что сомнения, поиски, уходы и возвращения – часть необходимого пути, у которого нет ни единственно верного маршрута, ни видимого, пока ты еще на старте, финиша. Юлия – к слову, и правда удивительная актриса Реинсве, органичная, непосредственная, мудрая и одновременно наивная в этом образе – в каком-то смысле за руку приведет людей, оказавшихся рядом, в новую жизнь, и это внезапно подарит ей успокоение. По крайней мере так кажется. И сама невольно найдет ответы на собственные, незаданные, но всю дорогу зудящие на подкорке вопросы. А даже если нет – финал открытый, и никаким другим быть не может, когда речь идет об отрезке жизни, – то все впереди, и нет ничего страшного в том, чтобы продолжать искать, пробовать, ошибаться. У каждого свой срок, глав куда больше 12, а любой эпилог оказывается прологом к чему-то пока еще не изведанному.