Тема утраченных иллюзий актуальна всегда. Кадр из фильма
В российский прокат выходит экранизация книги Оноре де Бальзака – фильм «Утраченные иллюзии» французского режиссера Ксавье Джанноли. Впервые опубликованный в 1843 году роман в трех частях превратился в более чем двухчасовое кино, звучащее, как это ни странно, весьма свежо и актуально. Главную роль сыграл Бенжамен Вуазен, до этого отметившийся в картине Франсуа Озона «Лето’85», в эпизодических появляются Жерар Депардье и Ксавье Долан. На премии «Сезар» в 2021 году картина стала настоящим триумфатором, получив награды как лучший фильм года, а также за лучший адаптированный сценарий, лучшие работы актера второго плана (Венсан Лакост), операторскую работу, работу художника и костюмера, а Бенжамен Вуазен был назван самым многообещающим актером.
Молодой бедный поэт Люсьен Шардон (Вуазен), сотрудник типографии из провинциального городка Ангулем, выпустил сборник романтических стихов – и мечтает стать большим писателем. А еще он закрутил роман с замужней дворянкой Луизой (Сесиль де Франс). Об интрижке стало известно мужу, так что Люсьен и Луиза бегут в Париж в надежде начать там новую счастливую жизнь. Однако высший столичный свет неохотно принимает Шардона, даже несмотря на то, что представляется он аристократической, якобы материнской, фамилией де Рюбампре. Он совершенно не знает, как вести себя на приемах и в опере, позорит Луизу, нашедшую пристанище в доме своей родственницы и теперь вращающуюся в кругах богачей-роялистов. Отношения влюбленных сходят на нет, тогда как карьера Люсьена, напротив, стремительно идет в гору.
Он заводит знакомство с редактором одной из многочисленных либеральных газет Этьеном Лусто (Лакост), тот, в свою очередь, представляет его влиятельному издателю Дориа (Депардье). Но выпустить поэтический сборник в Париже не так-то просто, для начала Шардону – де Рюбампре придется прославиться каким-то иным способом. Выбор невольно падает на журналистику, он начинает писать статьи в ту самую газету, где работает Лусто, погружаясь в порочный и продажный мир литературной и театральной критики. Обзаводится надуманным врагом – молодым писателем Натаном (Долан), которого издает Дориа и который близок к обществу Луизы, – оказывается в центре бесконечных скандалов, связанных с рецензиями. И, конечно, влюбляется в бульварную актрису Корали (Саломе Деваэль), ради него отказавшейся от покровительства могущественного старика – на свою беду.
Несмотря на внушительный хронометраж (с другой стороны – как еще уместить с минимальными сюжетными сокращениями в один фильм столь масштабное литературное произведение), «Утраченные иллюзии» – кино динамичное, живое, не застывшее в прошлом, где происходит действие, костюмное, но вместе с тем не тяжеловесное, а, напротив, скорее пестрое, яркое, местами карнавальное. Жизнь главного героя Люсьена проносится перед глазами чередой то комичных, то драматичных эпизодов. Калейдоскоп, но стройный, так что удается проследить трагическую трансформацию робкого провинциального юноши в честолюбивого, лишенного принципов повесу. Одурманенного духом сиюминутной свободы и обилия возможностей, возникших в послереволюционной Франции. Большой город не терпит молчаливых недотрог, он требует интриг, скандалов, быстрой славы любым способом, и Люсьен довольно быстро усваивает этот в итоге разрушительный для него урок. С невероятной скоростью взбирается на самый верх, откуда так же стремительно падает на дно, утягивая за собой по крайней мере одну невинную в масштабах общего нравственного упадка душу.
«Утраченные иллюзии» и спустя без малого два века звучат злободневно – в этом, пожалуй, основная привлекательность фильма. Скандалы, интриги, расследования, продажная пресса – и так называемая либеральная, и лояльная государству. Разве что печатное слово времен Бальзака обладает куда большей силой, а потому еще яростнее идет борьба за каждую написанную и опубликованную строчку. В центре внимания здесь оказывается культурная журналистика, разгромные или же, наоборот, хвалебные рецензии в одночасье уничтожают и спасают карьеры писателей и актеров. Ничуть не менее эффективно, чем группировка театральных клакеров под предводительством ушлого Сингали (Жан-Франсуа Стевенен), который дирижирует осуждающими криками или же одобрительными аплодисментами публики в зале в зависимости от того, за что заплатили больше.
Некоторые образы и актерские работы удались особенно. Прежде всего сам Люсьен, стараниями Бенжамена Вуазена на глазах меняющийся даже внешне, как портрет Дориана Грея, в сторону порочности – здесь она с подведенными черным глазами и бумажной короной на голове. Монументален и харизматичен Жерар Депардье, появляющийся всего в нескольких сценах – многолюдных, но сконцентрированных на нем одном, причем без особых стараний со стороны актера. То и дело мелькает загадочный Натан в исполнении Ксавье Долана – режиссера, сегодня изредка выступающего еще и в качестве исполнителя. Его персонаж – то злодей, то лучший друг, а в итоге и вовсе рассказчик, альтер эго Бальзака, в финале обещающий описать все злоключения Люсьена в своей книге. Которая могла бы с такой же легкостью появиться и сегодня, без особых правок – о времена, о нравы, вечные, неизменные.