Из 2050-го герой переместился в 2022-й и встретился с собой. Кадр из фильма
В цифровой прокат вышла новая картина Шона Леви, известного по приключенческой франшизе «Ночь в музее» и недавней фантастической комедии «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом. Он же играет и в «Проекте «Адам», смешном, легком, но зрелищном сай-фай экшене, этаком миксе «Терминатора» и «Назад в будущее». Помимо Рейнольдса в кадре – Дженнифер Гарнер, Зои Салдана, Марк Руффало и дебютант Уокер Скобелл.
В 2050 году, где-то на просторах не далекой-далекой, а, видимо, все же нашей галактики спасается от погони на космическом корабле раненый Адам (Рейнольдс). К счастью, успевает запрыгнуть в «последний вагон» – в данном случае в открывшуюся в пространстве так называемую кроличью нору, которая переносит его назад во времени, в 2022 год. Прямо в родной дом, где взрослый Адам встречается с Адамом 12-летним, пока еще обычным школьником, который недавно потерял отца (Руффало), никак не найдет общий язык с мамой (Гарнер) и постоянно подвергается нападкам – за свой ум и остроумие – со стороны более сильных физически одноклассников. Взрослый Адам, конечно, хорошо помнит себя таким – и даже пытается помочь себе маленькому разобраться с некоторыми из проблем. Однако основная миссия заключается не в этом, да и выполнять ее придется еще дальше в прошлом (прыгая во времени, герой промахнулся на четыре года). Так что два Адама отправляются в 2018-й, где их поджидают не только враги из будущего, которое еще можно изменить, но и кое-кто очень важный из прошлого – даже если его, к сожалению, уже не изменить, для этой встречи стоит рискнуть жизнью.
«Проект» не скажет нового слова в жанре научной фантастики: мир фильма устроен по давно уже придуманным принципам, которые, если присмотреться, могут вызвать немало вопросов по части логики. Изобретение машины времени, скачки в пространстве, космические корабли и прочие «звездные войны» делают возможными путешествия, подобные тому, которое совершает Адам, дают возможность менять события, предотвращать катастрофы, но, кажется, только самые глобальные. Вмешательства более мелкие, как, например, встреча с самим собой, по сути, никак на устройство вселенной не влияют – это всего лишь красивая с кинематографической точки зрения экспозиция.
Но это и не главное, вся ненаучная фантастика становится не более чем живописным фоном для трогательного семейного кино, на самом деле исследующего вовсе не гипотетическое будущее, а вполне реальное и универсальное, человеческое настоящее. В итоге основной темой становится переживание травмы, в данном случае – потери, боль от которой не убрать ни временем, ни технологиями. И путешествие во времени выглядит в «Проекте» метафорой терапии, в ходе которой так или иначе приходится столкнуться и с собой из прошлого, и с теми, кого уже нет, – и попытаться исправить то, что еще возможно, так как один второй шанс Адаму все-таки выпадает.
Райан Рейнольдс выступает в уже привычном для себя наработанном двумя «Дэдпулами», да и тем же «Главным героем» амплуа комического супергероя, который одинаково хорошо дерется и шутит. Основным источником юмора становится «противостояние» Адама с самим собой, а уж когда к Рейнольдсу и юному Скобеллу присоединяется персонаж Руффало, то дуэт мгновенно превращается в трио – последний также известен тем, что сыграл не самого тривиального героя комиксов Халка, точнее, его человеческую личность, скромнягу профессора Брюса Беннера, и здесь в каком-то смысле повторяет его трагикомическую судьбу.
Печально, пожалуй, одно: под шумок всей этой динамичной, и по смыслу, и визуально красочной фантазии на второй план задвигают героинь (проблема, очевидно, не только российского кино). Дженнифер Гарнер – мать-одиночка, которая, балансируя между работой и неудачными свиданиями, не замечает, что 12-летний сын отправился в путешествие во времени. Зои Салдана получает яркий, но короткий выход, оставаясь за кадром ждать триумфального мужского финала. Конечно, есть Кэтрин Кинер, которой выпадает, пожалуй, ключевая, но вместе с тем, мягко говоря, некомплиментарная роль. Путешествовать во времени, чтобы исправить это и многое другое, мы пока не научились.