О вечной теме отцов (матерей) и детей. Кадр из фильма
Полнометражный дебют Наталии Кончаловской (дочери Андрея Кончаловского) – фильм под названием «Первый снег» – рассказывает камерную историю нескольких поколений современных женщин, живущих по-разному, но одинаково несвободных. В главных ролях – Юлия Шульева, Елена Морозова, Марина Маныч, Маргарита Аброськина и Анна Пересильд.
Выпускница МГИМО Кристина (Шульева) теряет сознание на вручении диплома – в следующем кадре она уже скрепя зубы стажируется в консалтинговой фирме под руководством Оксаны (Маныч), резкой в словах трудоголички, работающей без отпуска. Кристина живет с мамой Мариной (Морозова), риелтором, в свободное от показа квартир время сочиняющей бульварные любовные романы с собой в главной роли и жаждущей, чтобы дочь вышла замуж. Оксана – с мужем (Алексей Ильин) и приемной дочерью (Пересильд), юной блогеркой, ведущей канал про жизнь хомяков. Все как-то чудовищно несчастны, несмотря на благополучную жизнь, и в одно мгновение оказываются на распутье – продолжать терпеть или же попытаться преодолеть себя.
Камерная во всех смыслах драма Кончаловской – кино, которое действительно можно назвать женским, не вкладывая в это понятие какую-либо пренебрежительную интонацию, а имея в виду, что и в центре внимания в этой истории оказываются исключительно женские персонажи, и работала над картиной практически полностью женская группа авторов, включая оператора, композитора, художников, продюсеров и, конечно, режиссера. Отсюда, наверное, очень тонкий фокус на внутреннее, настроенческое, едва уловимое. Нет никакого острого конфликта на экране, хотя предпосылки есть: Кристина в созависимых, нездоровых отношениях с гиперопекающей, неустроенной матерью, у маленькой Алисы иные, но столь же хрупкие связи со своей мамой Мариной. Все они на грани катастрофического бунта, но при этом в обоих семьях царит любовь, в итоге смягчающая сердца, ситуация, приближающая неизбежный разрыв в одном случае и долгожданное сближение в другом.
Предельно реалистичный видеоряд несколько раз разбивается этакими фантазийными вставками, в которых мы видим героиню Кристину стоящей посреди бескрайнего заснеженного поля. Вспоминается фильм «Герда» Натальи Кудряшовой, где Лера в исполнении Анастасии Красовской также то и дело обнаруживала себя в некой параллельной реальности, в лесу (не случайном, а вполне конкретном в ее биографии), и, как во сне, едва могла пошевелиться. Вот и Кристина сперва стоит в оцепенении, как и в жизни, опасаясь сделать первый шаг к свободе, не столько внешней – ее, впрочем, никто и не ограничивал, – сколько к внутренней.
Немногочисленные мужские персонажи – здесь, безусловно, второстепенные – только подчеркивают и оттеняют основную мысль. Есть и муж Марины Миша, и юный сосед Кристины Павел (Марк Эйдельштейн), хранящие где-то в глубине души свои маленькие личные мечты – один боится, что поздно, второй уверен, что рано, а в итоге оказывается, что либо сейчас, либо, возможно, никогда. Этим внутренним раскрепощением всех героев, их осознанием, что свою жизнь надо жить, а не представлять, заканчивается «Первый снег». С него же, наверное, должен начинаться путь к куда более глобальной свободе – от пережитков прошлого, предрассудков настоящего и непоправимых катастроф будущего. Главное – не опоздать.
комментарии(0)