Содербергу удается воссоздать некомфортную атмосферу пандемийных лет, когда люди были вынужденно ограничены в свободе перемещений и общения. Кадр из фильма
В феврале в цифровой прокат вышел новый фильм Стивена Содерберга «Кими» – лаконичный криминальный триллер про локдаун, новейшие технологии и связанные с этими явлениями страхи, наверняка знакомые всем. Над сценарием работал Дэвид Кепп, в фильмографии которого, помимо блокбастеров с Томом Крузом и Томом Хэнксом, а также фильмов про Человека-паука, Индиану Джонса и Парк Юрского периода, есть и парочка клаустрофобных ужастиков вроде «Тайного окна», «Комнаты страха» и недавнего «Тебе стоило уйти». «Кими», конечно, недостает размаха большинства вышеперечисленных картин, зато главную роль в фильме блестяще сыграла Зои Кравиц. Актриса в кадре в одиночестве почти весь фильм.
Ее героиня Анджела страдает агорафобией и не выходит из дома – пандемия и локдаун только усугубили состояние девушки, но, благо, все, что нужно, можно заказать онлайн и получить с помощью доставки. Анджеле даже удалось с горем пополам завести отношения с мужчиной из дома напротив, они общаются по телефону, смотрят друг на друга в окна, а иногда он заходит в гости. Работа тоже удаленная, в службе технической поддержки нового голосового помощника «Кими», где ей нужно обрабатывать и устранять ошибки и «недопонимания» между говорящей станцией и ее владельцем. Однажды Анджела натыкается на запись, которая вызывает у нее тревогу, на ней слышны женские крики. Уверенная, что стала невольной свидетельницей (точнее – слушательницей) преступления, героиня пытается связаться с начальством, достучаться хоть до кого-то из руководства компании, однако те подозрительно просят ее обо всем забыть. Кажется, придется все-таки выйти из дома.
Завязка «Кими» гениальна в своей простоте – как самой идеи, так и ее воплощения. Огромная квартира, ее обитательница – синеволосая, хрупкая, нервная, глотающая таблетки, страдающая от зубной боли и от еще более острого желания преодолеть собственный страх, но не способная даже повернуть ключ в замочной скважине без приступа паники. Мир для нее ограничен окном во двор – еще одним классическим элементом триллера – и виртуальным общением с бойфрендом, с мамой, с терапевтом, со стоматологом, с коллегами, даже с хакером, который иногда помогает в работе. И, конечно, с голосовым помощником, точнее помощницей, заключенной в конусообразную переливающуюся фиолетовым светом коробочку. Этот неодушевленный «персонаж» в последнее время все чаще фигурирует в самых различных фильмах и сериалах, как правило, символизируя зловещую сторону прогресса. В «Кими», впрочем, искусственный интеллект не оказывается отрицательным героем, а, напротив, выполняет свою основную функцию – помогает.
Содербергу удается воссоздать некомфортную атмосферу последних двух лет, когда люди были вынужденно ограничены в свободе перемещений и общения. С одной стороны, это подтолкнуло технический прогресс – теперь действительно можно без потерь и работать, и в целом существовать, не выходя на улицу, ведь все необходимое в прямом смысле есть в телефоне. С другой – спровоцировало возникновение новых фобий, неврозов, а после частичного снятия запретов в том числе и агорафобии с социофобией, ведь возвращаться в большой мир из своего маленького и уютного может быть весьма травматично. У Анджелы боязнь открытых пространств появилась по другим причинам, но ее чувства наверняка будут понятны всем зрителям.
В таком антураже, заточенном под триллер, подвоха ожидаешь с любой стороны (исходя из названия, конечно, и от той самой говорящей «Кими»), но оказывается, что главный – в режиссуре и сценарии, чем дальше, тем более искусственном, надуманном и оттого даже примитивном. Авторы пытаются добавить саспенса, и, к счастью, за камерой тоже Содерберг, которому хотя бы удаются напряженные ракурсы с загнанной в угол миниатюрной Зои Кравиц, за которой то следят, то гонятся. Однако развязка столь стремительна, столь предсказуема уже с середины фильма, столь банальна, что невозможно сдержать вздох разочарования. Финал выходит безапелляционно счастливым и выглядит проявлением дурного вкуса, хотя задумывался наверняка этакой обнадеживающей точкой не только в сюжете «Кими», но и в целом во всеобщей пандемийной истории. Дескать, если уж она смогла выйти, то и у нас получится. На деле же уверенности в этом все еще нет, и тут уж никакой Содерберг не поможет.
комментарии(0)