Нынешнюю экранизацию романа Кристи отличает богатый антураж. Кадр из фильма
«Смерть на Ниле» по одноименному произведению Агаты Кристи должна была выйти еще в конце 2019 года. Работа над фильмом, режиссером которого и исполнителем главной роли стал Кеннет Брана, до этого снявший «Убийство в Восточном экспрессе», была завершена, но сперва выход картины перенесли из-за пандемии, потом – из-за скандала с актером Арми Хаммером, обвиненном в издевательствах над женщинами и даже каннибализме. В новой ленте у него ключевая роль, так что вырезать было невозможно (зато персонаж его стал еще более отталкивающим), переснять – слишком дорого. В итоге, когда шумиха чуть стихла, фильм «Смерть на Ниле» все-таки добрался до экранов по всему миру в первозданном виде, хотя кажется, что именно для такой, точной, экранизации Кристи в 2022 году слишком поздно.
События новой картины разворачиваются, по задумке автора романа, сразу после истории про Восточный экспресс, однако два фильма связывают разве что Пуаро (Брана) и Бук (Бейтман), с которым они и познакомились в злополучном поезде, а теперь встретились в Египте. Знаменитый сыщик приехал полюбоваться пирамидами, молодой человек вместе с матерью (Аннетт Бенинг) путешествует в честь медового месяца богатой светской львицы Линнет Риджуэй (Галь Гадот). Бук уговаривает Пуаро присоединиться к компании, и оказывается, что детектив несколько месяцев назад случайно стал свидетелем весьма драматичного зарождения отношения молодоженов. Случилось это в ночном клубе, куда теперешний жених Саймон Дойл (Хаммер) пришел совсем с другой дамой, более того, своей невестой Джеки (Эмма Маккей), однако был сражен с первого взгляда ее подругой Линнет. Променяв одну девушку на другую, молодой человек уже спустя пару месяцев сыграл с ней свадьбу и теперь наслаждается ее богатством и красотами экзотического отдыха, омраченного лишь тем, что брошенная им и преданная Линнет Джеки преследует пару на протяжении всего свадебного путешествия, зловеще появляясь то тут, то там. Даже на арендованном исключительно для гостей Линнет и Саймона шикарном корабле, который несколько дней будет плыть по Нилу, – идеальном месте для преступления, которое незамедлительно случится.
Кеннет Брана слегка изменяет состав действующих лиц – в фильме, в отличие от книги, их меньше, но все же достаточно, чтобы запутать зрителя и даже сыщика. Помимо Дойлов, Бука с матерью и Джеки, на корабль садятся блюзовая певица Саломея Оттерборн (Софи Окендо) с племянницей и своим импресарио Розали (Летишиа Райт), служанка Линнет Луиза Бурже (Роуз Лесли), влюбленный в Линнет и когда-то отвергнутый ею, но оставшийся другом доктор Уиндлшем (Рассел Брэнд), крестная мать невесты, коммунистка Мэри ван Шуйлер (Дженнифер Сондерс) и ее компаньонка-медсестра миссис Бауэрс (Дон Френч), управляющий делами Дойлов проныра-адвокат Эндрю Качадурян (Али Фазал). У каждого, ясное дело, свои тайны и свои причины ненавидеть остальных, так что уже после первого трупа – а их будет несколько – под подозрением оказываются все.
«Смерть на Ниле» – классический, так называемый герметичный детектив, все события которого разворачиваются в одном месте, а убийцу обязательно торжественно объявит в финале на общем сборе великий Пуаро. Кеннет Брана в целом придерживается оригинала, как и в случае с персонажами, лишь слегка меняя ход событий (и даже добавляя некоторой современной повестки), так что для читавших книгу или же смотревших экранизацию 1978 года с Питером Устиновым особых сюрпризов не будет. Тут-то и возникает основной вопрос оправданности существования новой картины – желание снять захватывающий современный детектив явно не относится к числу основных причин появления этой «Смерти на Ниле».
Произведения Агаты Кристи – безусловная классика жанра и литературы в целом – при всей своей кинематографичности сегодня, если снимать эти истории строго по тексту, выглядят, мягко говоря, устаревшими, этаким крепким остовом, который отчаянно нуждается в изобретательном переосмыслении, и смысловом, и визуальным. Последнее, к слову, – то, ради чего и стоит смотреть фильм Браны. Богато декорированный – и корабль построили, и египетский храм Абу-Симбел воссоздали, костюмный, с филигранной операторской работой с крупными планами и даже с огромным настоящим желтым бриллиантом в кадре. Хотя настоящий алмаз – ясное дело, сам Эркюль Пуаро в исполнении Кеннета Браны. По крайней мере, по мнению Браны – понятно, что основным движком всей этой истории было желание режиссера и актера сыграть эту роль и снять самого себя в ней, с пышными усами и в этой части еще и с личной драмой из прошлого, во многом объясняющей некоторые особенности характера сыщика. Не просто функции, а человека, способного, как и все остальные, любить, страдать и ошибаться. Последнее, к сожалению, в какой-то степени стоит нескольких жизней, но чем больше покойников, тем эффектнее финал.
комментарии(0)