Такой Instagram ничьих чувств не заденет. Кадр из фильма «Непослушник»
В прокат выходит «Непослушник» – «беззубая», хоть и на злобу дня комедия про духовное перевоспитание блогера. Главные роли сыграли «последний богатырь» Виктор Хориняк, Таисия Вилкова, Аглая Тарасова, Максим Лагашкин, а также Юрий Кузнецов и Сергей Селин. Внушительный каст сплошь из востребованных и, что называется, актуальных актеров тем не менее не помог картине стать ни достаточно смешной, ни, если уж говорить о заявленной теме, сколько-нибудь значимым высказыванием. К морально-этическому месседжу этого кино, напротив, остается немало вопросов.
Дима (Хориняк) и Олеся (Тарасова) – пара интернет-пранкеров, которые снимают достаточно жесткие ролики. Однажды на пороге их квартиры объявляется юноша в рясе (Сергей Аброскин) – одноклассник Димы, а ныне псаломщик, которому предстоит служба в одном из московских храмов. Он просит пожить у приятеля, пока не обустроится в столице. Ему выделяют комнату, а у блогеров тут же созревает идея нового розыгрыша – спустя несколько дней они ворвутся в ту самую церковь, куда назначили Сергея, и устроят там шутливый сатанинский перформанс с масками и дымом. Опрометчиво – не успеет ролик появиться в Cети, как к Диме нагрянут служители правопорядка с новостью о том, что ему грозит та самая статья «за оскорбление чувств верующих». Несчастный Сергей тоже пострадает – его как друга, а точнее, предполагаемого пособника хулигана, ссылают замаливать грехи в провинциальную захудалую церквушку. Правда, доехать туда он так и не успевает. Сбежавший из лап правосудия Дима путем очередного обмана и подлога выдает себя за приятеля – ему надо спрятаться, и лучшего места, чем богом забытый храм, не найти.
Завязка такова, что предугадать дальнейшее развитие событий и собственно развязку нетрудно. Блогеру-богохульнику предстоит пройти испытание святым духом, живущим, как оказывается, в захолустном монастыре, под руководством мудрого старца отца Анатолия (Кузнецов). Тут повествование обрастает новыми слоями остросоциального контекста – всюду коррупция, даже в самых, казалось бы, непогрешимых институциях. Бездушная роскошь столичной церкви – в лице продажного отца Фомы (Лагашкин) – противопоставлена провинциальным бессребреникам, молящимся без воды, света и жалоб.
Довольно быстро выясняется, что Дима-то – парень честный и справедливый. Трудно ему разве что соблюдать аскезу, что приводит к череде комедийных этюдов и гэгов, в основном с любовным уклоном, так как по соседству с монастырем располагается женское иконописное училище, где под неусыпным взором суровой матушки Ефросиньи (Татьяна Орлова) трудится средней руки художница, но умница, красавица, скромница – в общем, опять же не чета столичной Олесе – послушница Настя (Вилкова).
Тут, к слову, хочется копнуть чуть глубже, так как за всей этой лежащей на поверхности и без того не самого глубокомысленного сюжета приторной лавстори с участием вставшего на путь исправления распутного блогера и благочестивой семинаристки проступает довольно сомнительная характеристика протагониста. Который оказывается тем еще абьюзером: в шутливой форме всю дорогу преподносятся его отношения с Олесей, вместо кольца получившей пароли от YouTube-канала, а в итоге и вовсе брошенной разбираться с полицией и прочими силовиками ради спасения парня. Финал выходит примирительным, но осадочек остается, даже на титрах под «Аллилуйю любви» из «Юноны» и «Авось» – есть прощение, но есть ли оправдание?
Не меньшее недоумение вызывает и, так сказать, генеральная сюжетная линия, раскручивающая пресловутую тему оскорблений чьих-то чувств. Абсурдность этой повестки в реальной жизни в фильме выкручивается, по ощущениям, не в совсем верную сторону – то ли дело в этой наивной интонации, то ли в самой истории про невольную церковную ссылку с ряжеными в попов известными актерами, то ли в попытке поговорить с юмором и одновременно с мелодраматической слезой о вере, чуде и Боге, то ли в вытекающем из этого и совсем уж граничащем с пошлостью финале, опять же шутливо-серьезном, где все оскорбленные прощают обидчиков, но главное, что всех прощает Бог. Буквально, подавая знак, от которого оторопь берет и зрителя, и прожженного экранного фээсбэшника.
комментарии(0)