От Джеймса Бонда герою досталась уверенность в собственной неотразимости. Кадр из фильма
В российский прокат выходит французская комедия «Агент 117: Из Африки с любовью». Третью часть пародийной франшизы по мотивам романов Жана Брюса – с Жаном Дюжарденом в роли самого нелепого в мире разведчика – снимал уже не Мишель Хазанавичус, а Николя Бедос, сохранивший тем не менее все присущие этой – теперь уже точно многосерийной – истории элементы. От ретро-стилистики до абсурдистского юмора.
Вырвавшись в канун 1981 года из лап советских военных в Афганистане, Юбер Бониссер де Ла Бат, он же агент 117 (Дюжарден), возвращается в штаб-квартиру разведки в Париже. Где его ждет не самое приятное известие: новые времена требуют новых навыков, так что его место в следующей опасной миссии занимает молодой щеголеватый Серж под номером 1001 (Пьер Нине), а самого Юбера отправляют осваивать новейшие технологии – компьютеры – куда-то в подвал. Впрочем, спустя какое-то время, когда 117-й уже научился бодро стучать по клавишам и шутить на языке программистов, шеф неожиданно вызывает его в свой кабинет вновь. Оказывается, что 1001-й пропал где-то в Африке, перестал выходить на связь. И теперь Юберу предстоит отправиться в бывшую французскую колонию и не только разыскать коллегу, но и предотвратить надвигающийся там переворот – повстанцы-коммунисты готовятся свергнуть правителя, и кто-то, возможно, уже хорошо знакомый агенту 117, поставляет им оружие.
Вся история героя Дюжардена (хотя и до него про агента 117 было снято уже с десяток фильмов) строится на очевидных пародиях на самые известные шпионские истории, прежде всего, конечно, о Джеймсе Бонде. От него Юберу, к примеру, досталась уверенность в собственной неотразимости – в данном случае, правда, ничем особо не подкрепленная. Попытки совершить любовные подвиги в бондовском стиле оборачиваются пошловатой комедией положений – в какой-то момент и вовсе оказывается, что возбуждают 117-го исключительно мысли о великой отчизне, проносящиеся в его голове чередой ура-патриотических картинок. Смешно, как и непроходимая, граничащая с идиотизмом глупость и закостенелость Юбера.
К примеру, ему, человеку старой закалки, с трудом дается толерантность – один из символов нового времени, о котором идет речь в этой части «юберианы». Он откровенно посмеивается над независимостью африканской страны, где работает (в фильме это вымышленное государство), при этом отчаянно пытаясь выкручиваться из неловких ситуаций с чернокожими слугами, делая только хуже. Такая же история и с женщинами, одна из которых руководит восстанием. И даже его откровенно гомофобские взгляды – Юбер постоянно подшучивает над модными, пестрыми нарядами коллеги Сержа, как и над его растрепанной прической и любовью к музыке и танцам, – оказываются оборотной стороной зависти, а может, и чего поинтереснее (судя по невольно возникающим в его голове мыслям и образам) по отношению к юному, куда более сообразительному и успешному на поприще секса и разведки коллеге.
Агент 117 – истинный мужлан, лицо устаревшей патриархальной системы, возомнивший себя дамским угодником. Авторы в целом, находясь на безопасном расстоянии исторической дистанции, да еще и вымышленной реальности, закидывают смысловые удочки в сегодняшний день. За всей этой, мягко говоря, глуповатой комедией несложно усмотреть многочисленные политические и социальные аллюзии. Тем интереснее финал, в котором, по сути, победу одерживает – во многом, как и полагается формату фильма, по чистой случайности – именно старый режим в лице агента 117. Но, к счастью, не безоговорочную. И женщины, и молодежь, с легкой руки Юбера, казалось бы, канувшие в Лету, восстают из пепла. Побитые, даже лишенные некоторых конечностей – но не побежденные.
комментарии(0)