Из-за зеркальных очков Корчного упрекали в давлении на противника. Кадр из фильма
В прокат выходит «Чемпион мира» – фильм режиссера и сценариста Алексея Сидорова («Т-34») и «Студии ТРИТЭ» (ответственной за все самые масштабные российские премьеры последних лет), посвященный матчу между шахматистами Виктором Корчным и Анатолием Карповым в 1978 году. Главные роли играют соответственно Константин Хабенский и Иван Янковский, да и второстепенных персонажей не менее именитые артисты – Владимир Вдовиченков, Виктор Сухоруков, Федор и Виктор Добронравовы, Диана Пожарская, Михаил Тройник, Александр Филиппенко.
Однажды маленького мальчика Толю Карпова, которого папа (Федор Добронравов) привел в шахматный кружок, на показательном матче высокомерно и «неспортивно» обыграл гроссмейстер Виктор Корчной (Хабенский). Ребенок вырос, сам стал профессиональным спортсменом и в какой-то момент вновь столкнулся за доской со своим обидчиком – победил его в решающем отборочном матче на звание претендента на титул чемпиона мира. Впрочем, в скором времени они схлестнутся снова, на очередном чемпионате, который будет проходить в Чили в 1978 году. Карпов к тому времени стал известен как «бумажный чемпион» – годом ранее он завоевал титул, даже не сыграв финальную партию, так как его соперник, американец Бобби Фишер, был снят с соревнования за несоблюдение некоторых правил. Корчной же, после проигрыша опрометчиво нелестно высказавшийся в прессе и наказанный рублем, попросил политического убежища за рубежом, стал выступать за другую страну и вышел, как и Карпов, в претенденты. Матч на Филиппинах выпадет на сезон дождей, продлится три месяца и будет полон воды, медийных скандалов, нервных срывов, промежуточных побед и поражений. И, конечно, патриотического пафоса.
Последнего всегда в достатке в российских спортивных драмах, однако в «Чемпионе мира» он подменяет собой художественную ценность. Корчной из соперника стремительно превращается во врага, причем не отдельного взятого Карпова, а родины. История его побега из СССР повернута идеологически верным углом, во многом за счет того, как прописан и сыгран этот персонаж. Константин Хабенский, в чьем актерском таланте сомневаться вроде как давно не приходится, в «Чемпионе мира» изображает нечто гротескное – и это, к сожалению, не виртуозное шутовство в духе Джокера. Фактологически при этом не придраться, авторы точны в деталях, даже внешних, вроде зеркальных очков Корчного, за которые его обвиняли в попытке психологического давления. Тем не менее, особенно на контрасте с героем Янковского – и это, пожалуй, выдающаяся роль, он выглядит до комичного отрицательным персонажем, даже не грандиозным антигероем, а пародией, карикатурой. Эта экранная риторика так похожа на советскую – совпадение ли?
Впрочем, не Корчным единым. Отдельным сюжетом (а то и маленькой жизнью) существует в «Чемпионе мира» дуэт обязательных партийных персонажей, министра Градова (Вдовиченков) и говорящего поговорками гэбиста Бориса (Давид Бродский). Их кабинетная производственная драма вполне могла бы стать многосерийным спин-оффом к фильму. Не обходится без болельщиков, и на этот раз их состав весьма разнообразен (в сравнении с двумя стереотипными американцами из того же «Движения вверх») – и это также исторический факт. Экстрасенсы, сектанты, кого тут только нет. Кроме женщин – формально героини, конечно, присутствуют, у Карпова есть и мать (Лариса Шахворостова), и жена (Диана Пожарская), у Корчного – женщина-вамп, сверлящая взглядом не хуже упомянутых экстрасенсов. Только вот слов всем им написали, к сожалению, по минимуму. Пожарская и Янковский хотя бы играют любовную линию, остальные отмалчиваются.
Шахматы – игра сама по себе немногословная и может показаться не динамичной в сравнении с футболом, баскетболом, хоккеем. Снимать поле или каток и команды, бьющиеся за мяч или шайбу, российские кинематографисты научились, из года в год оттачивая мастерство очередной «легендой». С «Чемпионом мира» задача изначально стояла посложнее, и авторы картины попытались сосредоточиться на драматическом закулисье рокового матча, на историческом контексте и политической подоплеке всего происходящего. В самих партиях (очевидно, сыгранных обоими шахматистами виртуозно), в тонкостях и изяществе игрового процесса несведущему зрителю вряд ли удастся разобраться – буквы, цифры, иногда запрещенные колкости, как отголоски той самой околоигровой суматохи. Весь экшен – в видеоряде, который визуализирует мысли гроссмейстеров, превращая их в хаотичные графики, батальные сцены, в которых «смешались кони, люди» и слоны, и прочую живописную графику. Невидимый нарисованный мир контрастирует по большей части со статичной картинкой с шахматной доской в центре, где идет иногда стремительная, а иногда медленная игра рук, глаз и умов, где говорит по большей части тело, а запрещенный шепот вырывается лишь в минуты наибольшего напряжения.
Неповоротливую махину очередного великого кино почти в одиночку тянет на своих хрупких плечах Иван Янковский – вот уж поистине ход короля. Именно в «Чемпионе мира», что удивительно, становится очевидна его тонкая артистическая природа. Его герой играет в шахматы и борется исключительно с собой, превращаясь в сверхчеловека – в супергероя, если представить фильм, немалую часть которого неслучайно занимают футбольно-баскетбольные кадры и сцены с болельщиками, прильнувшими к радиоточкам, частью отечественной супергеройской киновселенной.
комментарии(0)