Человек-паук – самый актуальный из всех нынешних супергероев. Кадр из фильма
В прокате – третья глава марвеловской франшизы про «Человека-паука» с Томом Холландом, на этот раз озаглавленная как «Нет пути домой» и снятая режиссером предыдущих «Возвращения домой» и «Вдали от дома» Джоном Уоттсом. В этом фильме теперь уже трилогия доходит до кульминации, а тема морального взросления и становления супергероя – самого юного из всех «Пауков» – становится основной. Впрочем, удивлять зрителя все равно надо чем-то, кроме душевных терзаний персонажа, так что авторы подключают тяжелую артиллерию – паучков-старичков.
Драматичный финал предыдущего фильма – того, где Человек-паук (Холланд) сражался с космическим пришельцем Мистерио (Джейк Джилленхолл), оказавшимся не супергероем, а суперзлодеем, – оборачивается для главного героя настоящей катастрофой. Ведь враг перед смертью хорошенько подпортил ему жизнь, рассказав всему миру, что за маской скрывается школьник Питер Паркер. Теперь весь мир знает защитника в лицо, а многие и вовсе считают его негодяем, погубившим истинного героя (Мистерио еще и приврал). В результате и Паркера, и его девушку Эм Джей (Зендая), и его лучшего друга Неда (Джейкоб Баталон), которые активно помогали Пауку, не принимают ни в один из колледжей. Отчаявшись, Питер отправляется к Доктору Стрейнджу (Бенедикт Камбербэтч) – волшебнику, управляющему временем и пространством, – и просит его сделать так, чтобы все забыли, что Человеком-пауком является Паркер. Все, да не все. Перечисляя тех, кто должен помнить – типа Эм Джей, Неда, тети Мэй и прочих близких, – парень сильно портит заклинание, чем в итоге пробивает брешь в мультивселенной. Да, параллельные миры и впрямь существуют, и оттуда начинают проникать не просто злодеи, а враги Человека-паука. Правда, не того, которого играет Том Холланд, а двух предыдущих в исполнении Энди Гарфилда и Тоби Магуайра.
Ностальгический парад открывает Доктор Отто Октавиус (Альфред Молина), за ним следуют Электро (Джейми Фокс), Песочный человек (Томас Хейден Черч), Ящер (Рис Иванс) и, конечно, Зеленый гоблин (Уиллем Дефо). Довольно ленивый с точки зрения сценария, но, с другой стороны, зрелищный сюжетный поворот, нацеленный – как, кажется, и все в этом году – на преданных поклонников истории, наблюдающих за Пауком на протяжении всех его экранных воплощений. Ведь в каком-то смысле это тоже реюнион в духе и новой «Матрицы», и нового «Секса в большом городе», и «Декстера», и грядущих «Гарри Поттеров» и «Властелинов колец». Так сказать, в тренде.
К счастью, авторы не забывают и о действующем Питере Паркере, которому все-таки надо как-то развиваться, куда-то расти, в особенности учитывая его юный возраст и связанные с этим вполне человеческие переживания – первая любовь, учеба, дружба. Все перечисленное, как известно, плохо сочетается с судьбой спасителя человечества, и вряд ли кому из коллег Человека-паука удавалось жить долго и счастливо, не выбирая между долгом и чувством. Вот и тут герой Холланда сперва ведет себя эгоистично, пытаясь усидеть на двух стульях, – детские капризы стоят дорого. К счастью, есть у кого поучиться, все-таки не он первый носит красно-синий костюм и стреляет паутиной. На чужих ошибках не научишься, но горький опыт предшественников по крайней мере утешает и имеет своего рода терапевтический эффект.
Интересно, что сам фильм также пытается усидеть на двух стульях, потакая в этот раз сразу нескольким возрастным категориям зрителей. В итоге получается этакий средний, во всех смыслах безопасный марвеловский блокбастер, в котором есть и картинка, и вроде как юмор, и какая-никакая мораль, и множество звездных камео. Больше походит на конвейерный продукт, чем нечто оригинальное, но, с другой стороны, именно Человек-паук Тома Холланда самый актуальный из всех нынешних супергероев – он не боится проявлять чувства, плакать, говорить о собственных переживаниях, не подавляя, а отталкиваясь от них в каждом своем поступке. А еще он растет на наших глазах – возможно, конечно, черствея и превращаясь в обычного взрослого, хоть и с необычными способностями.
комментарии(0)