Эйфель и макет башни в форме буквы А – по имени возлюбленной. Кадр из фильма
«Эйфель» французского режиссера Мартина Бурбулона частично основан на реальных фактах биографии инженера Гюстава Эйфеля и истории возведения его самой известной постройки, частично – на предположениях о возможных фактах его биографии, напрямую повлиявших на работу над этим грандиозным проектом. Главные роли сыграли Ромен Дюрис и Эмма Маккей, звезда сериала «Сексуальное просвещение». Тут, к слову, не менее раскрепощенная, учитывая, что время действия картины – конец XIX века.
Париж готовится принимать у себя Всемирную выставку, для этого городу нужен проект, постройка, масштабом способная затмить все предыдущие. За разработку берется в том числе бюро заслуженного инженера Гюстава Эйфеля (Дюрис). Его сотрудники предлагают возвести металлическую башню, однако первоначальный чертеж не слишком вдохновляет начальника. И тут он встречает Адриенн Бурже (Маккей) – ныне супругу его приятеля, влиятельного в СМИ человека Антуана Рестака (Пьер Деладоншам), а когда-то, 20 лет назад, его возлюбленную, внезапно и трагически исчезнувшую из его жизни без каких-либо объяснений. Эйфель погружается в воспоминания о беззаботных днях юности и страстном романе с Адриенн, и эти мысли будто бы становятся для него источником вдохновения. Башня на чертеже обретает знакомые очертания, патент к выставке выигран, начинается стройка. Но перспектива появления посреди города 300-метровой конструкции нравится не всем, как вновь вспыхнувшие (а может, и никогда не утихавшие) чувства Эйфеля и Адриенн друг к другу.
В первую очередь на экране разворачивается мелодрама, а уж потом – байопик, так что подробностей известной стройки еще нужно подождать, пробираясь сквозь романтические перипетии жизни главных героев. К слову, персонаж Адриенн, как утверждают создатели, вполне реальный, действительно встречавшийся Эйфелю, когда ему было около 30. Остальное, как говорится, история, точнее – изящное допущение, в том числе объясняющее, почему башня имеет форму буквы «А».
Надо отдать должное художникам – целой группе, и постановщику, и декораторам, и костюмеру, – бережно подошедшим к воспроизведению на экране эпохи и созданию весьма впечатляющих кадров с недостроенной Эйфелевой башней, которая даже вполовину своей высоты, даже в качестве, очевидно, компьютерной графики смотрится, как ей и подобает, грандиозно. Помимо любовных страстей, разворачиваются еще и, если так можно сказать, политические (хотя они частично тоже замешены на любви и ревности – мы же помним, кем является по сюжету муж Адриенн). Эйфелю и впрямь пришлось непросто, на кон он поставил в прямом смысле все – от репутации до личных средств и будущего компании. Чего в этом было больше – уверенности в успехе предприятия или же некоторой чувственной лихорадки – вопрос, на который в фильме отвечают двояко, но все же с упором на вторую причину. Ею же, к примеру, в каком-то смысле объясняют, почему для крепления металлических блоков друг к другу инженер решил использовать заклепки – с ними, дескать, конструкция автоматически становится вечной, чисто физически не подлежащей разбору. Так и стоит.
Пожалуй, самая интересная деталь – выбор актрисы на главную роль. Эмма Маккей, как известно, наполовину француженка, выросла на родине своего отца, а в Британию, где родилась ее мама и где актриса в итоге и прославилась нетфликсовским хитом «Сексуальное просвещение», переехала не так давно. Возвращение к корням, да еще таким символичным – более французской истории трудно вообразить, – получилось не сказать что грандиозным, но вполне сносным. Сцены между ее героиней и персонажем Ромена Дюриса сделаны не на разрыв аорты, страстно, но сдержанно, романтично, трогательно. Ко всему прочему, и характеры их получаются не застывшими в пространстве давно минувших дней, по крайней мере Эйфель тут живее всех живых – нетерпеливый и склонный к одержимости в работе и любви. А она – ну что тут скажешь? Жить надо так, чтобы ради тебя построили 300-метровую башню.
комментарии(0)