«Билясувар» – панно из нескольких новелл – портретов обитателей Билясуварской области на юге Азербайджана. Кадр из фильма
В Анапе завершился 30-й Открытый кинофестиваль «Киношок», затеянный его основателями в момент распада Советского Союза как площадка для поддержания связей между кинематографистами новоявленного СНГ и бывших прибалтийских республик.
За три десятилетия жизни «Киношока» много чего изменилось. Сам институт Содружества Независимых Государств прошел несколько стадий, в пути подрастерял участников и вступил в очевидный кризис. На «Киношоке» поколение советских кинематографистов, воспитанных (по большей части) во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве, давно уступило место молодым, а эти молодые уже в одном случае из трех говорят по-русски. Кинематографии в независимых постсоветских государствах все как одна в 90-е и нулевые пережили жуткие времена (молодым демократиям было не до кино), каждая выживала и выбиралась из ямы по-своему. Так вот «Киношок» все эти годы являл кардиограмму кинопроцесса на постсоветском пространстве, и если раньше она свидетельствовала о том, что больной скорее мертв, то к сегодняшнему моменту можно с уверенностью сказать: «Жить будет».
Где-то киноиндустрия вполне окрепла и демонстрирует размах и жанровое разнообразие – например, в Казахстане. В ней работают деньги как государственные, так и частные, снимаются блокбастеры, сериалы и авторские фильмы, представляющие страну на важнейших фестивалях мира. В конкурсе 30-го «Киношока» были аж три картины из Казахстана, одна из которых, кстати, называлась «Три» (приз лучшему продюсеру национального кино – Александру Цою). Это остросюжетный детектив-триллер, основанный на реальных событиях 1979 года, когда в Алма-Ате орудовал маньяк-каннибал и партийное руководство запрещало следователям маркировать его как людоеда – ведь в советской стране (да еще и в преддверии Олимпиады) не может быть людоедов. Режиссер фильма Руслан Пак родился через три года после описываемых событий, и потому стоит особо отметить высокую степень достоверности, с которой молодая команда воспроизвела советскую эпоху. Также сильная сторона этой жанровой картины – актерский состав. Молодого следователя-стажера, угодившего в опергруппу как раз перед первым выездом на «расчлененку», сыграл восточный красавец Аскар Ильясов – актер с замечательно точной, лаконичной и при этом глубоко наполненной манерой существования перед камерой. В роли его старшей сестры и опекунши – звезда фильма Сергея Дворцевого «Айка», лауреатка каннской «Пальмовой ветви» за лучшую женскую роль Самал Еслямова. Свою небольшую, «возрастную» роль в фильме «Три» она сыграла с блестящим мастерством характерной актрисы. А руководителя опальной опергруппы, следака-зубра сыграл российский актер Игорь Савочкин. Руслан Пак, уроженец Узбекистана и выпускник факультета корейской филологии Ташкентского пединститута, 15 лет назад перебрался на историческую родину, в Южную Корею, но, как он рассказал на пресс-конференции, все его кинопроекты так или иначе тематически связаны с пространством бывшего СССР.
Интересно, что советское прошлое пробивается даже в фильмах авторов из балтийских стран, где, казалось бы, о нем хотят забыть. Пожилой эстонец, отец главных героев фильма Янно Юргенса «Рейн» в разгар празднования дня рождения включает катушечный магнитофон и танцует с молодой гостьей под песню Высоцкого «Протопи-ка мне баньку по-черному». И ясно, что Высоцкий для этого сурового молчуна – что-то заветное. «Рейн» 35-летнего Юргенса исполнен с особым эстонским юмором и неспешной созерцательностью. В центре повествования – два брата, между которыми большая разница в возрасте. Стеснительный подросток Атс наблюдает за сложными отношениями старшего брата Рейна с их отцом. Вообще в нынешней программе «Киношока» было несколько историй о недолюбленных (или откровенно нелюбимых) детях и подростках. Старший сын молодой якутской пары в фильме Михаила Лукачевского «Вертолет» (Республика Саха, Гран-при, призы за лучшую режиссерскую и операторскую работы, диплом международной кинопрессы) живет не с родителями в городе, а с бабушкой и дедушкой в поселке, отрезанном от райцентра горами и реками. Добраться туда можно только на вертолете, который летает раз в несколько месяцев. И когда родители мальчика прилетают-таки навестить его и стариков, мать не слишком с ним ласкова. Фильм Лукачевского настоян на личных впечатлениях от детства в якутской глубинке автора сценария, популярнейшего в Якутии певца Иннокентия Васильева. Развиваясь как семейная драма и даже как приключенческий, к финалу фильм неожиданно выруливает на метафору жизни в России: преодолев разлившиеся реки и чуть не погибнув, герой добирается до вертолетной станции в райцентре и оказывается в зале ожидания, с людьми, которые уже давно не могут никуда улететь. А в поселке, где он оставил семью, сломался передатчик телесигнала, в экранах – серая рябь, и только поселковый дурачок внимательно в нее вглядывается.
Мальчика-отказника усыновляет героиня казахского фильма «Большая маленькая жизнь» (режиссер Женис Туматаев), а героиня российского фильма Лены Ланских «Ничья» (приз за лучшую женскую роль Анастасии Струковой), 14-летняя Вика, наоборот, собирается продать свою случайно рожденную дочку бездетной паре. Аутичную Жылдыз из фильма «Озеро» (Кыргызстан, режиссер Эмиль Атагельдиев) травят одноклассники и шпыняют родители, девятилетнего Андрея его мать-одиночка собирается сдать в детдом («Чупакабра», Россия, режиссер Григорий Коломийцев). Может, это совпадения, а может, и срез коллективного бессознательного, этот настойчивый мотив неприкаянной, не уверенной в своем праве на жизнь детской души. Ведь если судить по тем позывным из разных уголков некогда огромной страны, которые были представлены на «Киношоке», жизнь везде не сахар. Вопрос в том, с какой интонацией рассказывать про эту жизнь. Например, автор картины «Билясувар» (Азербайджан–Франция, приз за лучший сценарий) Эльвин Адыгозел рассказывает о своих земляках с такой нежностью, что неприглядные реалии жизни азербайджанской глубинки отходят на второй план, на первом – люди с их «маленькими» проблемами, которые в личном космосе каждого совсем не маленькие. «Билясувар» – замечательно сложенное панно из нескольких новелл – портретов обитателей Билясуварской области на юге Азербайджана. У сельского парня тяжелое объяснение с девушкой, а его бывший учитель на копеечную зарплату пытается купить новогодних украшений для нищей деревенской школы. Актер местного ДК обижен на худрука – тот не дал ему роль в новом спектакле. Провинциальная певица, звезда местных свадеб и корпоративов, ангажировала для съемок клипа столичного «киношника», но у того в самый ответственный момент села батарейка в камере. И кстати, вернуться в Баку этому горе-клипмейкеру не на что, потому до разрешения ситуации он мыкается по району и вынужденно знакомится с жизнью нестоличной... Есть в «Билясуваре» философский, грустный юмор и непафосный гуманизм, которые отличали фильмы Георгия Данелии. Фильм Адыгозела начал свой путь на престижном кинофестивале в Пусане, что само по себе многое значит. Азербайджан реже других постсоветских стран представлен на мировых фестивалях, и «Билясувар» Адыгозела, безусловно, лучший фильм из этой страны за многие годы. Характерно, что государственных денег в нем нет ни копейки – руководство этого государства вообще не числит кинематограф важнейшим из искусств, и те немногочисленные кинематографисты, которые еще есть в Азербайджане, живут с тяжелым чувством обиды и разочарования.
На юбилейном «Киношоке» отпраздновала свое 25-летие Российская гильдия кинопродюсеров. Свои выступления на круглом столе члены гильдии и примкнувшие к ним представители кинопроизводственных компаний Краснодарского края адресовали молодым профессионалам – в основном участникам конкурса короткометражных фильмов. Проще говоря, молодняк заманивали снимать на Кубани – и правильно делали. Ведь это регион, в котором 360 солнечных дней в году, где есть море, горы и степные пейзажи. И при том, что Ялтинская киностудия почти не действует, отрезок Анапа–Новороссийск–Геленджик претендует на нишу российского Голливуда. Маленькие кубанские фирмы-продакшены, которые уже давно как-то участвуют в приеме столичных киногрупп, явно «встают на крыло» и демонстрируют способность расти. Закономерно, что нынешние «смотрины» (в буквальном смысле слова, ведь в рамках фестиваля даже прошел «локейшен-тур») кинематографически привлекательных мест Кубани состоялись именно на «Киношоке», который 30 лет назад начинался с лозунга «Сделаем Анапу кинематографической столицей юга России!».
Анапа–Москва
комментарии(0)