0
5863
Газета Кино Печатная версия

12.09.2021 17:58:00

«Делу» Германа – самое время

В новом фильме режиссер сажает героя под домашний арест – и это уже не комедия

Тэги: кино, премьера, герман


кино, премьера, герман Медсестра и следователь давят на арестанта и вынуждают признать несуществующую вину. Кадр из фильма

В конце сентября в российский прокат выйдет «Дело» Алексея Германа-младшего, фильм, впервые показанный в программе «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Вдохновленная, очевидно, как социально-политическими событиями в России, так и прошлогодним локдауном картина с Мерабом Нинидзе в главной роли рассказывает о посаженном под домашний арест профессоре и о людях, навещающих узника в промежутках между судебными заседаниями, – их играют Анна Михалкова, Светлана Ходченкова, Александр Паль и Анастасия Мельникова.

Недовольный нынешним мэром-коррупционером преподаватель литературы из провинциального городка (Нинидзе) публикует в соцсетях обличающий чиновника ироничный пост с карикатурой. И тут же оказывается на скамье подсудимых вместе со своей коллегой – обвиняют их, конечно, не в публикациях, а в том, что они и сами воры, якобы укравшие деньги, выделенные государством на проведение научной конференции. Часть их должна была пойти в том числе на покупку 15 стульев, их профессор теперь где-то, по версии следствия, прячет – горький абсурд уровня Ильфа и Петрова. Герой вину не признает и, привязанный электронным браслетом, в котором ни помыться, ни погулять, к месту прописки, пытается убедить каждого встречного, что истинный вор – мэр. Его протест, визуализированный в виде вывешенной на балкон простыни с соответствующим лозунгом, раздражает соседей (тех еще «диванных судей») и следователя (Паль), который в каждый свой визит убеждает учителя признать вину. Потихоньку вторить правоохранителю – «ну, дадут тебе условно» – начинают и все остальные: врач (Ходченкова) не ставит нужный укол, сантехник отключает воду, мама (Роза Хайруллина) умирает, жена (Мельникова) давно ушла, дочь (Александра Бортич) давно обижена. Из союзников – только что вышедшая из декрета адвокат (Михалкова), на фоне этих событий проживающая свою, столь же, к несчастью, типичную для России женскую долю.

Понятно, что на Каннском фестивале, куда так и не смог из-за все еще действующего запрета на выезд приехать представлять в основном конкурсе свой фильм «Петровы в гриппе» Кирилл Серебренников, работа Германа звучала особенно многозначительно. Все совпадения не случайны, аллюзии очевидны – и там, и тут мифическая растрата как формальный повод для расправы над неугодными, домашний арест, бесконечная судебная волокита и счастливый финал, который глобально не меняет ничего. Герои «Дела» в какой-то момент пессимистично произносят прямо-таки претендующую на лозунг современной России фразу «Лучше, чем сейчас, не будет». Выигранный бой никак не приближает победу в войне, но, с другой стороны, усиливает ценность каждой обесцененной режимом жизни. Кому-то, даже если не тебе самому, а уж тем более не твоей стране нужной, и не важно, десятки и сотни таких людей или этот человек всего один. Так и борьба обретает смысл.

Прямолинейность «Дела», конечно, слегка режет глаз – получается этакая обратная конъюктурность. Если же мысленно отстраниться от повестки и попытаться рассмотреть картину с других углов, то она может выглядеть вполне универсальным высказыванием о свободе, точнее о несвободе, внутренней цензуре, навязанном парализующем здравый смысл страхе и этом вечном русском «как бы чего не вышло». И, как ни странно (и очень похвально), разрушающим эту порочную парадигму элементом становится женщина в исполнении Михалковой, идущая против течения, и политического, и патриархального. Во имя не только высшей справедливости и справедливого суда, но и ради самой себя.

Важную роль, как всегда у Германа, играет обстановка, декорации говорящие, любовно, деталь к детали выстроенные художником Еленой Окопной, в этот раз наделены особой функцией. Дом становится и тюрьмой, и крепостью – художественно захламленная квартира профессора расположена в странном, сюрреалистично стоящем где-то вне времени и пространства условном месте на опушке леса. Одна изоляция внутри другой, лейтмотив всего прошлого года, да и не его одного. Вырвавшись из квартир, люди оказались заточенными внутри государственных границ – и, кажется, политические причины тому виной куда в большей степени, чем эпидемиологические.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2697
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
4412
Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Немецкие "Зеленые" цепляются за власть

Олег Никифоров

Министра Хабека выдвинули кандидатом на пост канцлера

0
1738
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2852

Другие новости