Жюри фестиваля вручает Гран-при / фото Геннадия Авраменко предоставлено пресс-службой
Актриса и участница судейской команды Дарья Жовнер, известная по фильму «Теснота» и сериалу «Медиатор», на открытом заседании жюри, которое по традиции предваряет в Выборге церемонию вручения призов фестиваля «Окно в Европу», отметила важную вещь. Больше всего в конкурсных фильмах привлекали свежие лица актеров: «Звезды надоели. Есть очень интересные новые ребята. Хочется пожелать им хороших режиссерских рук. А то люди стараются, выкладываются, но в целом фильм часто не клеится, не получается». А председатель жюри, опытный режиссер Лариса Садилова, удивилась тому, что большинство фильмов как будто сняты лет восемь-десять назад. Дыхание сегодняшней жизни в них практически отсутствует. И совершенно непонятно, почему и зачем они сняты именно сегодня.
Действительно, современность словно отдыхала где-то в сторонке, пока зрители и жюри смотрели кино, в большинстве своем никак не связанное с сегодняшним временем и реалиями, которые нас окружают. Удивительно, кстати, что за 29 лет существования фестиваля «Окно в Европу» ни один кинематографист не сумел обнаружить в старинном Выборге с его волнующей историей ни людей, ни событий, которые вдохновили бы на создание фильма – игрового или документального. В нынешнем конкурсе на фоне нескольких медлительных экзистенциальных драм и отталкивающей, несмешной, коряво сделанной трэш-комедии «Сдохнуть нужно, чтобы вы приехали», выгодно выделялись фильмы, которым в итоге и достались награды. Что правильно и справедливо. Хотя и жаль, что неотмеченными остались небольшие роли, выразительно и глубоко сыгранные выдающимися театральными актрисами Еленой Шаниной и Полиной Агуреевой. Но награждены фильмы с их участием – «Рапана» Виталия Суслина (Диплом жюри) и «Асфальтовое небо» Ильи Хотиненко (Первое место в конкурсе «Выборгский счет»).
Лучшая женская роль (Спецприз жюри) исполнена еще одной яркой театральной актрисой, которая не так уж часто снимается в кино – Еленой Морозовой в фильме Наталии Кончаловской «Первый снег». Родители у девушки с громкой фамилией люди известные – Ирина Мартынова, одна из самых красивых дикторш давнего советского ТВ, и знаменитый кинорежиссер Андрей Кончаловский. Наталия училась во Франции, сняла там три короткометражки, позже сделала еще три коротких фильма в России. Первое полнометражное кино, что удивительно, получилось без помощи и подсказок великого папы. Он отговаривал дочь снимать по написанному ею сценарию, она проявила характер. Результат – отличный. Нежная, атмосферная городская история. Две женщины - мать (Елена Морозова) и дочь (Юлия Шульева), еще несколько женских персонажей и одна маленькая девочка (ее сыграла 11-летняя Аня, дочь Юлии Пересильд) живут каждая в своем выдуманном мире, часто не умея слышать и понимать другого, даже самого близкого человека. Получился фильм точный по интонации, забавный, грустный, но и светлый одновременно.
Характерный факт: из восьми конкурсных дебютов четыре сняты молодыми женщинами. Помимо Наталии Кончаловской, это Галина Уразова («Капкан»), Мария Батова («Сон»), Татьяна Федоровская («Белый кит»). Плюс дебютантка Ольга Акатьева, сотворившая гламурный эротический триллер «Соври мне правду». Павел Прилучный, сыгравший в нем главную роль, специально прибыл на полдня в Выборг. Как оказалось, он чуть ли не впервые стал участником кинофестиваля.
Ринат Ташимов, 33-летний драматург, актер, режиссер поразил сказками и былью из жизни татарской деревни в сибирской глухомани. Его «Второе солнце» сияет лучами талантливой буйной фантазии, подлинной самобытностью и необыкновенными актерами легендарного уже «Коляда-Театра». Вот кто настоящий триумфатор на этом фестивале – Николай Владимирович Коляда, главный режиссер своего уникального частного театра в Екатеринбурге, воспитавший уже не одно поколение драматургов, актеров, режиссеров - людей истово, самоотверженно, по-настоящему влюбленных в искусство. Надеюсь, в будущем году его пригласят поработать в жюри. Олег Ягодин – сверкающая звезда «Коляда-Театра» (хотя там нет звезд, сегодня ты выходишь в главной роли, завтра играешь в массовке) снялся в четырех фильмах, показанных в этом году в Выборге: «Асфальтовое небо», «Земун», «Второе солнце», «Последняя «Милая Болгария». В этом фильме Алексея Федорченко сыграл и Ринат Ташимов, режиссер, дебютировавший в кино. Он выиграл Спецприз жюри. Фильм «Шикарная жизнь» о детях, живущих в Косово, показанный в программе «Копродукция» сделал драматург и режиссер Андрей Григорьев, он тоже ученик Коляды. В конкурсном фильме «Сон» главного героя сыграл Александр Замураев, известный актер «Коляда-Театра».
А вот Дмитрий Фалькович, удостоенный Гран-при жюри, в своих фильмах обходится без профессиональных артистов. Он снимает свою жизнь – не то чтобы буквально, но на тонкой грани пересечения документального кино и сочиненной истории. В 2018 году никому в тот момент не известный Дмитрий Фалькович получил «Приз таежной надежды» на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске за свой первый фильм «Иванов». Он тогда говорил: «Когда пишешь сценарий и делаешь кино, есть ощущение, что это не про себя, а про другого человека. Такой выход из себя». Теперь на экране не только он сам, но и его жена Катя. История становится все более личной, по сути, интимной. В эпизодах появляются друзья – ресторатор Илья Демичев (в 2009 году получил приз в Выборге за свой дебют «Какраки»), продюсер Дмитрий Лесневский, режиссер Сергей Ливнев и другие.
Процветающий венчурный инвестор Дмитрий Фалькович (которым он и является на самом деле) продвигает свой Фонд по продлению жизни (которого в реальности не существует) состоятельным людям в Лондоне (все диалоги взаправдашние), чтобы разобраться, в чем вообще смысл жизни. И почему даже большие деньги и спокойная, обеспеченная, размеренная жизнь в прекрасном туманном Альбионе не дают ощущения счастья. Для чего и почему томится душа выходцев из России, и все время зачем-то хочется вернуться в Москву. А еще тянет снимать кино. Наверное, это один из способов продлить жизнь.
Выборг-Москва
комментарии(0)