Кинематографисты обратились к женской теме в спорте. Кадр из фильма
В российский прокат аккурат ко Дню знаний выходит «Нефутбол» Максима Свешникова – по задумке, и правда в чем-то просветительская картина о женском футболе. Только вот феминистический посыл разбивается о патриархальные скрепы, которые режиссеру и сценаристу мужского пола переосмыслить и побороть пока не удается. Несмотря на то, что в послужном списке Свешникова-постановщика в последнее время сплошь работы о женщинах, вроде «257 причин, чтобы жить» и грядущего сериала «Контейнер». Из очевидных плюсов фильма – актерский состав, где и Любовь Аксенова, и Юлия Топольницкая, и Полина Ауг, а также Егор Корешков и Роман Мадянов.
Даша «Даня» Белых (Аксенова) всю жизнь играет в футбол: начинала в дворовой «коробке» вместе с друзьями брата, а теперь возглавляет в качестве капитана женскую заводскую любительскую команду. Которая, вот-вот может перейти в разряд профессиональных, осталось выиграть каких-то пять матчей. В самый разгар победной серии главного тренера и директора завода Палыча (Мадянов) хватает удар, и, пока он приходит в себя в реанимации, на заводе сменяется власть. Новый управляющий (Дмитрий Миллер) команду хочет расформировать, а девушек вернуть к станкам, но после уговоров Дани соглашается дать им последний шанс: выиграют матчи – останутся. А еще работать отныне придется с новым тренером, запоровшим свою карьеру, бывшим футболистом Пановым (Корешков).
Перемены сказываются на настрое футболисток, и после первого же проигрыша половина из них принимает предложение уйти в другую команду. Дане нужно срочно искать замену, на ум приходят разве что подруги детства, когда-то неплохо пинавшие мяч. Дело за малым – уговорить разведенку Надю (Алина Алексеева), мать двоих детей Лену (Александра Кузенкина), продавщицу Алию (Зарина Мухитдинова) и уборщицу Юлю (Ауг) вернуться в большой спорт. И найти пятую – тут на помощь приходит новый тренер Панов, у которого не примете есть талантливая оторва по кличке Сверчок (Валентина Ляпина). Она правда его почему-то ненавидит, и это явно что-то личное.
В череде спортивных фильмов, в какой-то момент заполонивших российские кинотеатры, «Нефутбол» выглядит логичным звеном. Во-первых, этакой парой к мужскому «Тренеру» Козловского. И фабула, в центре которой оказывается бывший игрок, и стилистика – действие также разворачивается в провинциальном городе, на этот раз Таганроге, – схожи. Во-вторых, как того требует повестка, это история про женщин. Отработав все основные виды спорта в одном гендере, российские кинематографисты наконец вспомнили про другой. Казалось бы, лучше поздно, чем никогда, но таким ли уж современным оказывается это кино про женщин, так ли уж и решает проблему неравенства и борется за равноправие, разрушая устаревшие патриархальные установки? Оказывается, что воз и ныне там.
Играет экранная женская команда не хуже любой мужской. Сам футбол с визуальной точки зрения снят профессионально, со зрительской – захватывающе. Видна работа с консультантами и в целом серьезная подготовка – и тех, кто в кадре, и тех, кто по другую сторону. Да и сюжет поначалу подает надежды: на смешки и утверждения, что женский футбол – это не футбол, героини отвечают блестящей игрой, а еще противостоят всем возможным стереотипам и установкам, в том числе и в собственных головах. Преодолевают неуверенность и бытовые сложности, идут наперекор консервативным родителям и мужьям, решают проблемы с отцами и борются с призраками прошлого. В общем, полевая психотерапия в действии.
Главным феминистом неожиданно оказывается герой Корешкова, который в кульминационный момент произносит программную речь про то, что никому девчонки ничего не должны – ни замужества, ни детей, ни борщей. Этих атрибутов «настоящей женщины» от героинь требуют всю дорогу (в основном, надо сказать, их мамы), так что пламенная речь тренера приходится как нельзя кстати. Правда, тот факт, что ее произносит мужчина, уже выглядит сомнительным – та же капитанша Даня твердит об этом на протяжении всего фильма, но кто послушает женщину, то ли дело слово мужика. А дальше все и вовсе скатывается к исходной точке.
Женский футбол – конечно, такой же настоящий футбол, но целиком и полностью реализоваться только в этом деле не выйдет, что бы там ни говорил Корешков. Они, конечно, ничего никому не должны, но в итоге хеппи-эндом становится не победа в финальном, решающем матче, а то, что все нашли свое так называемое женское счастье, которое заключается в наличии рядом – да, верно, мужчины. И ничего, что один только что из тюрьмы – человек хороший, на трибунах поддерживает, родители довольны. И ничего, что другой – начальник, а третий – тренер, в России такие отношения не считаются неэтичными, если по любви. В общем, равноправие равноправием, а часики все еще тикают.
комментарии(0)