Его интересовала не политика, а люди. Кадр из фильма «Расторгуев»
Фильм открытия фестиваля Артдокфест-2021 «Расторгуев» вчера вышел в ограниченный прокат. Он посвящен режиссеру-документалисту Александру Расторгуеву, убитому в июле 2018 года в Центрально-Африканской Республике, где с коллегами, журналистом Орханом Джемалем и оператором Кириллом Радченко, снимал фильм о частной военной компании «Группа Вагнера».
«Расторгуев» – портрет одного из самых ярких людей времени, прослывшего самым бескомпромиссным режиссером неигрового кино. Это фильм о документалисте, который был высоким профессионалом и – бунтарем по натуре.
В картину вошли его интервью, прямая речь и фрагменты фильмов, а также уникальные кадры «Родины» (его самый первый фильм ) и театрально-кинематографического проекта, который Расторгуев делал с медиаменеджером Петром Верзиловым по тексту «Медиазоны».
Эпиграф к фильму – съемки с самолета, на котором Расторгуев с коллегами летят в ЦАР; это последнее видео, которое он прислал жене в Instagram. Автор картины Евгения Останина, ныне вдова, начинает картину как скринлайф – с этой их переписки. И с его монолога о большом онтологическом смысле документальной режиссуры (фрагмент с фестиваля «Докер»). Она рассказывает о первых фильмах, снятых еще в родном Ростове, о московских мытарствах, о съемочном процессе, о наградах… И об увольнениях: о первом с ВГТРК и о последнем с Радио «Свобода» – за четыре месяца до гибели. Государственный холдинг или либеральное издание – человек-неформат, он не подходил ни тем, ни другим.
Самый известный из расторгуевских фильмов – «Срок», сделанный в соавторстве с Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым, его еще называют документальной эпитафией российской оппозиции и историей про то, как протест становится смыслом жизни. По утверждению создателей, эта работа была посвящена фиксации мыслей и эмоций оппозиционных лидеров с целью понять, «куда нас ведут те, кто ради своих убеждений готов идти на срок». За героями «Срока» – Алексеем Навальным, Ксенией Собчак, Ильей Яшиным, Эдуардом Лимоновым, Сергеем Удальцовым – камера следит на митингах и в зале суда, на парижских улицах и на трибуне, в автозаках и на вечеринках, в рабочих офисах и страсбургских кафе.
Уникальность, однако, здесь была не в теме и героях, а в прямом взаимодействии с действительностью – по мере создания фрагменты будущего фильма выкладывались как онлайн-проект на странице в ЖЖ и видеохостинге YouTube. А Алексей Пивоваров написал в своем микроблоге, что «Срок» не предназначен для телеэфира и является кинопроектом.
Еще пример эксперимента над формой документального подхода к реальности. Костомаров и Расторгуев провели кастинг и из огромного количества молодых отобрали три десятка ребят, раздали им портативные камеры и предложили снимать самих себя. Давая подсказки и задания героям, смонтировали из огромного количества отснятого материала два фильма: условно авантюрный «Я тебя люблю» и условно мелодраматический «Я тебя не люблю».
Гигантского хронометража «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных» – эпопея, даже эпос русской жизни. Про курорты Краснодарского края, куда летом съезжаются наши немудреные соотечественники; торжество вульгарной эстетики и все такое прочее. Фильм получил славу документальной комедии, и его много критиковали за сатирическое высмеивание героев.
В фильме «Буду танцевать» показан творческий союз: рэпер Рич + рэпер Хаски + писатель Захар Прилепин. Вместе герои записывают агрессивные антилиберальные треки («Пора валить», «Черно-белый буги»), посещают Донбасс, говорят о политике и литературе.
А фильм «Национал-школота» – это уже история юного русского националиста…
В прошлом году санкт-петербургское издательство «Сеанс» выпустило книгу об Александре Расторгуеве в серии, героями которой становятся только те режиссеры, чьи заслуги перед отечественным кинематографом неоспоримы: Сокуров, Муратова, Балабанов, Герман. Для профессионального сообщества таким режиссером стал и Расторгуев.
комментарии(0)