0
10500
Газета Кино Печатная версия

22.06.2021 19:05:00

Клошары дрессируют муху

Фильм "Жвалы" участвовал в Венецианском кинофестивале, а сейчас выходит в российский прокат

Тэги: кинопремьера, жвалы, квентин дюпье


кинопремьера, жвалы, квентин дюпье Маню, Жан-Габ и их подопечная. Кадр из фильма

В российский прокат выходят «Жвалы» – фильм французского режиссера Квентина Дюпье (он же писал сценарий и держал в руках камеру), когда-то известного под музыкальным псевдонимом Mr.Oizo, а сегодня снимающего абсурдистские комедии то про ожившую автомобильную шину, то про кожаную куртку с самосознанием. В новой картине разумом предположительно наделено огромное насекомое, а вот люди, как всегда у автора, не блещут интеллектом – выдающийся в этом смысле и контексте образ создает на экране актриса Адель Экзаркопулос (звезда «Жизни Адель»), чья героиня разговаривает криком, носит в кармане экскременты и подозревается в том, что съела собаку.

Начинается история на пляже, где просыпается с ногами в воде бездельник без определенного места жительства по имени Маню (Грегуар Людиг). Точнее, его будит приятель, тут же предлагая подзаработать денег – всего-то нужно приехать на машине в назначенное место, забрать посылку и отвезти ее адресату. За все про все – 500 евро, так что Маню, немного потупив над простыми условиями транспортировки груза, соглашается. Личного транспортного средства у него нет, но один из автомобилей на набережной – убитый старенький «Мерседес» – оказывается незапертым. Угнав тачку, герой берет с собой попутчика, друга детства и неменьшего раздолбая Жана-Габа (Давид Марсе). Уже в пути приятели начинают слышать странные шумы из багажника и вскоре обнаруживают заточенную там огромную муху. Не особо и удивившись, Маню и Жан-Габ тут же загораются идеей выдрессировать насекомое, которое в этом случае сможет даже грабить для них банки.

Франц Кафка с его «Превращением», где герой метафорически становится насекомым, нервно курит в сторонке, уступая место мухе Дюпье – созданию утрированно бутафорскому, при этом живому, шевелящемуся и вовсе даже не отвратительному (во многом благодаря именно кукольной, а не натуралистичной своей природе). Можно бесконечно долго искать в «Жвалах» признаки символизма и раздумывать над его глубинным смыслом, но на деле, как и все другие фильмы автора, новый – не более чем анекдот и случай из жизни. Жизни в безусловно уникальной вселенной, персонажи которой с таким упоением плывут по течению и с такой непосредственностью реагируют на, казалось бы, невыносимую абсурдность бытия, что это рождает высочайшего порядка комедию.

Архетипичный дуэт бездельников, Маню и Жан-Габ, не гнушаются ничем, с одинаковой легкостью угоняют машины, захватывают чужую жилплощадь, угрожают оружием, претворяются не теми, кем являются, врут и воруют. Но, как ни странно, ни в одном из этих действий нет ни капли злого умысла, одна только бесконечная дурость. Выходит какой-то совершенно новый тип комедии положений, в которой вместо вымученных на потеху этюдов и скетчей есть попросту кучка людей разной степени неадекватности (а возможно, предельной адекватности – как еще относиться к этому безумному миру?) и муха, то ли поддающаяся, то ли не поддающаяся дрессуре – без шуток, главная интрига и главный источник напряжения и саспенса в картине. Все это в залитых солнцем декорациях французского юга, не раз становившегося местом действия то криминального, то комедийного, то тревожно-романтического кино – в «Жвалах» всего понемногу.

Не будет преувеличением сказать, что смотреть кино стоит не только ради самой завязки, уж точно не банальной, как и всегда у Дюпье, но и ради, пожалуй, на настоящий момент самой выдающейся роли Адель Экзаркопулос – а ведь она снялась в скандальной «Жизни Адель»! Здесь она демонстрирует куда более широкий актерский диапазон, с полной самоотдачей погружаясь в образ психически травмированной после несчастного случая девушки, отдыхающей в компании здоровых, но на деле не менее «отбитых» приятелей, на которых натыкаются Маню и Жан-Габ. Она так упоительно разговаривает криком, хлопочет лицом и разбрасывается экскрементами, что выводит из равновесия даже самых непрошибаемых (читай – всех) персонажей.

В ее этюдах и взаимодействии с ирреальной реальностью – без преувеличения квинтэссенция и здешней комедии, и законов, по которым существует здешнее мироздание. Истину и смысл бытия можно познать, только окончательно сойдя с ума. Ну или выдрессировав гигантскую муху, которая смотрит на все окружающее через калейдоскоп своих полукруглых огромных глаз и, вполне возможно, является самым разумным существом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
3923
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
4801
"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Наталия Григорьева

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

0
7255
Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Африканка и китаец влюбляются за чашкой "Черного чая"

Наталия Григорьева

Фильм из конкурса Берлинского фестиваля рассказывает историю мультикультурных отношений

0
9269

Другие новости