Маню, Жан-Габ и их подопечная. Кадр из фильма
В российский прокат выходят «Жвалы» – фильм французского режиссера Квентина Дюпье (он же писал сценарий и держал в руках камеру), когда-то известного под музыкальным псевдонимом Mr.Oizo, а сегодня снимающего абсурдистские комедии то про ожившую автомобильную шину, то про кожаную куртку с самосознанием. В новой картине разумом предположительно наделено огромное насекомое, а вот люди, как всегда у автора, не блещут интеллектом – выдающийся в этом смысле и контексте образ создает на экране актриса Адель Экзаркопулос (звезда «Жизни Адель»), чья героиня разговаривает криком, носит в кармане экскременты и подозревается в том, что съела собаку.
Начинается история на пляже, где просыпается с ногами в воде бездельник без определенного места жительства по имени Маню (Грегуар Людиг). Точнее, его будит приятель, тут же предлагая подзаработать денег – всего-то нужно приехать на машине в назначенное место, забрать посылку и отвезти ее адресату. За все про все – 500 евро, так что Маню, немного потупив над простыми условиями транспортировки груза, соглашается. Личного транспортного средства у него нет, но один из автомобилей на набережной – убитый старенький «Мерседес» – оказывается незапертым. Угнав тачку, герой берет с собой попутчика, друга детства и неменьшего раздолбая Жана-Габа (Давид Марсе). Уже в пути приятели начинают слышать странные шумы из багажника и вскоре обнаруживают заточенную там огромную муху. Не особо и удивившись, Маню и Жан-Габ тут же загораются идеей выдрессировать насекомое, которое в этом случае сможет даже грабить для них банки.
Франц Кафка с его «Превращением», где герой метафорически становится насекомым, нервно курит в сторонке, уступая место мухе Дюпье – созданию утрированно бутафорскому, при этом живому, шевелящемуся и вовсе даже не отвратительному (во многом благодаря именно кукольной, а не натуралистичной своей природе). Можно бесконечно долго искать в «Жвалах» признаки символизма и раздумывать над его глубинным смыслом, но на деле, как и все другие фильмы автора, новый – не более чем анекдот и случай из жизни. Жизни в безусловно уникальной вселенной, персонажи которой с таким упоением плывут по течению и с такой непосредственностью реагируют на, казалось бы, невыносимую абсурдность бытия, что это рождает высочайшего порядка комедию.
Архетипичный дуэт бездельников, Маню и Жан-Габ, не гнушаются ничем, с одинаковой легкостью угоняют машины, захватывают чужую жилплощадь, угрожают оружием, претворяются не теми, кем являются, врут и воруют. Но, как ни странно, ни в одном из этих действий нет ни капли злого умысла, одна только бесконечная дурость. Выходит какой-то совершенно новый тип комедии положений, в которой вместо вымученных на потеху этюдов и скетчей есть попросту кучка людей разной степени неадекватности (а возможно, предельной адекватности – как еще относиться к этому безумному миру?) и муха, то ли поддающаяся, то ли не поддающаяся дрессуре – без шуток, главная интрига и главный источник напряжения и саспенса в картине. Все это в залитых солнцем декорациях французского юга, не раз становившегося местом действия то криминального, то комедийного, то тревожно-романтического кино – в «Жвалах» всего понемногу.
Не будет преувеличением сказать, что смотреть кино стоит не только ради самой завязки, уж точно не банальной, как и всегда у Дюпье, но и ради, пожалуй, на настоящий момент самой выдающейся роли Адель Экзаркопулос – а ведь она снялась в скандальной «Жизни Адель»! Здесь она демонстрирует куда более широкий актерский диапазон, с полной самоотдачей погружаясь в образ психически травмированной после несчастного случая девушки, отдыхающей в компании здоровых, но на деле не менее «отбитых» приятелей, на которых натыкаются Маню и Жан-Габ. Она так упоительно разговаривает криком, хлопочет лицом и разбрасывается экскрементами, что выводит из равновесия даже самых непрошибаемых (читай – всех) персонажей.
В ее этюдах и взаимодействии с ирреальной реальностью – без преувеличения квинтэссенция и здешней комедии, и законов, по которым существует здешнее мироздание. Истину и смысл бытия можно познать, только окончательно сойдя с ума. Ну или выдрессировав гигантскую муху, которая смотрит на все окружающее через калейдоскоп своих полукруглых огромных глаз и, вполне возможно, является самым разумным существом.
комментарии(0)