Когда впереди схватка с зомби. Кадр из фильма
Не успел утихнуть ажиотаж вокруг «Лиги справедливости Зака Снайдера», вышедшей онлайн и собравшей в России рекордные цифры по просмотрам, как на другой интернет-платформе – на этот раз на Netflix – состоялась премьера не менее масштабного блокбастера того же режиссера. Прославившийся супергеройcкими экранизациями комиксов, Снайдер тем не менее не понаслышке знаком с жанром фильмов о зомби – в 2004 году он дебютировал в большом кино с «Рассветом мертвецов» (ремейком одноименного хита Джорджа Ромеро 1978 года). Спустя 17 лет постановщик возвращается к теме и представляет «Армию мертвецов» – постапокалиптическую версию «Друзей Оушена».
Череда нелепых, но катастрофических случайностей приводит к тому, что Лас-Вегас захватывают толпы зомби. Дабы предотвратить распространение эпидемии, правительство консервирует город с помощью стены из контейнеров. Нескольким смельчаком удается отбиться от зараженных и в последний момент выбраться из города. Спустя несколько лет к одному из них, Скотту Варду (Дейв Батиста) обращается с интересным предложением бывший владелец гигантского казино Танака (Хироюки Санада): нужно собрать команду, пробраться на оккупированную монстрами территорию и вынести из сейфа в казино Танаки 200 млн долл. 50 млн из них можно будет забрать себе, главное – уложиться в несколько часов, потому как правительство вот-вот сбросит на Вегас ядерную бомбу.
Скотт, солдат и герой, прозябающий за плитой придорожной забегаловки, соглашается не раздумывая. И собирает группу из старых знакомых и смелых незнакомцев, среди которых оказывается его напарница по той самой битве за Лас-Вегас (Ана де ла Регера), летчица-вертолетчица (Тиг Нотаро), мастер по взлому замков (Маттиас Швайгхефер), еще несколько просто отчаянных парней и девушек со всеми видами оружия – например, с бензопилой – наперевес. Своего человека, конечно, вызывающего подозрения, отправляет и Танаки (Мартин в исполнении Гаррета Диллаханта). А в последний момент, уже у самой стены, группа пополняется живущей в карантинной зоне и нередко осуществляющей вылазки в зомби-Вегас, а потому знающей его законы проводницей Лили по кличке Койот (Нора Арнезедер), работающей там же волонтером дочерью Варда Кейт (Элла Пернелл) – она намеревается вытащить пропавшую в разрушенном городе подругу, и местным охранником, алчным абьюзером (Тео Росси). Зачем на присутствии последнего так настояла Лили-Койот, станет понятно, как только наемники переступят черту, отделяющую мир живых от мира мертвых. Оказывается, здесь есть свои правила и кое-кто пострашнее привычных зомби-«шаркунов», бездумно охотящихся за мозгами.
«Армия мертвецов» уже в прологе заявляет себя – по крайней мере с точки зрения изображения – произведением не менее эпичным и «снайдеровским», чем все снятые режиссером экранизации комиксов, в том числе и упомянутая «Лига справедливости». В живописно замедленных кадрах (визитной карточке постановщика), здесь еще и как будто слегка потертых благодаря купленным в сети раритетным подержанным линзам, люди одновременно и чудовищно, и красиво гибнут от рук мастерски загримированных под мертвецов статистов. Или же героически спасаются, как Скотт Вард. Апокалипсис в декорациях Лас-Вегаса получается красочным, даже разрушенным этот «город грехов» с узнаваемыми очертаниями реальных отелей, казино и ресторанов остается знаковой локацией. И символичной: в зомби превращаются все те, кто и при жизни был зачарован и заточен внутри этого развлекательно-игрового пространства без окон и часов – «Элвисы», крупье, игроки, бармены, танцовщики, женихи и невесты, ряженые и просто без меры азартные персонажи, потерявшие связь с реальностью. Тряпки, как и тела, поистрепались, но все еще переливаются остатками страз и люрекса.
От своего дебюта Снайдер взял идею относительно замкнутого пространства, Лас-Вегас в каком-то смысле тоже супермаркет, тем более если превращен в зону отчуждения. А еще это идеальное место действия для фильма-ограбления, которым «Армия мертвецов» является в той же степени, что и фильмом про зомби. Этакий при всех вводных даже ироничный парафраз франшизы про друзей Оушена: почти у каждого из команды есть определенный уникальный навык, а на кону – большой куш и весьма нетривиальное задание, требующее подготовки, разработки плана и слаженной работы. Есть даже злодей – мафиози Танака, чьи намерения обернутся тем еще твистом и многим выйдут боком, и, конечно, препятствия на пути к заветному сейфу. Вместо вышибал-бандитов, привычно охраняющих доступ к сокровищам, героев ждут куда более несговорчивые и смертоносные существа – можно сказать, что от идеи неуязвимости животных, присутствовавшей в «Рассвете мертвецов», режиссер отказался.
Во многом Снайдер, конечно, придерживается канона, изображая основную массу зомби именно так, как ее привыкли представлять зрители, и с точки зрения внешнего вида, и в том, что касается повадок. При этом он допускает идею эволюции и появления нового вида, что в каком-то смысле в корне меняет привычное развитие событий в фильмах подобного жанра. Мир зомби обретает глубину и даже гуманистический, философский угол обзора, особенно если взять в расчет более или менее открытый финал «Армии». Из толпы, даже в данном случае массы мертвецов-антагонистов, которая, безусловно, также играет важную визуально-смысловую роль – это красиво, страшно и безысходно, – выделяются личности, да такие, что им невольно сочувствуешь, задумываясь, а не они ли на самом деле протагонисты (как говорится, см. название).
комментарии(0)